На сайте размещены только некоторые материалы "АГ".
Полную версию газеты можно получить, подписавшись на нее.
  Н О В А Я   А Д В О К А Т С К А Я   Г А З Е Т А  
ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ РФ
twitter facebook vkontakte RSS telegram
СВЕЖИЙ НОМЕР

Читайте № 24 за 2017 г.
ПЕЧАТНАЯ "АГ"
Рубрики
Подшивка
Архив
ADVGAZETA.RU
Выбор редакции
Разделы и отрасли права
Интервью
Блоги
Все записи
Разделы и отрасли права
Блогеры
Стать блогером
Новости
Правовое просвещение
Казусы из практики
Объявления
Ежедневная рассылка
Фоторепортажи
СОТРУДНИЧЕСТВО
О нас
Авторам
Партнеры
Реклама
КОНТАКТЫ

Адрес редакции:

119002, г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43

Тел.: (495) 787-28-35
Тел./факс: (495) 787-28-36

E-mail:
advgazeta@mail.ru

Блоги

СУДОГОВОРЕНИЕ КАК ИСКУССТВО

Член Совета АП г. Москвы, управляющий партнер АБ «СОСЛОВИЕ»

Соловьёв Сергей

2015-02-16


Отсутствие адресатов для судебной речи медленно, но верно убивает судоговорение не только как искусство, но и как орудие деятельности юриста

«Со словом надо обращаться честно»
Н.В. Гоголь

Размышляя о роли судоговорения в современный период, отмечу, что 2014 г. для меня был определенным образом «закольцован». В февральском номере «АГ» №3 за 2014 год вышла статья «Тихий юбилей, или размышления по поводу…», где я поднял тему зависимости качества судоговорения адвокатов от количества дел, подсудных суду присяжных, а в декабре 2014 г. Адвокатское бюро «СОСЛОВИЕ», где я имею честь быть управляющим партнером, провело первый практический семинар, где ваш покорный слуга выступал с темой «Особенности судоговорения в делах с участием присяжных заседателей».

Данная тема, на мой взгляд, относится к категории вечных. Но особое звучание она приобретает, когда дела в уголовной юстиции начинают идти особенно плачевно.

Основополагающая работа по этой теме, созданная замечательным российским юристом, адвокатом П.С. Пороховщиковым, выпущенная под псевдонимом П. Сергеича «Искусство речи на суде», вышла в 1910 г., т.е. спустя почти 50 лет после утверждения в ноябре 1864 г. Александром II Судебных уставов, от которых пошел отсчет деятельности присяжной адвокатуры.

По следам этой книги А.Ф. Кони готовит свою одноименную статью, в которой анализирует работу Пороховщикова и высказывает свои мысли относительно правил и основ судоговорения.

В анализе и у Пороховщикова, и у Кони – почти 50-летний период кардинально обновленной деятельности уголовного судопроизводства в России, но в которой то, «как не надо говорить в суде», преобладает над тем, «как надо», ибо если бы было наоборот, то и не было бы смысла писать целый труд относительно того, что и так является надлежащим и правильным.

Но почему и Пороховщиков, и Кони называют судоговорение искусством?

Словарь Брокгауза и Ефрона, определяя слово «искусство», отсылает нас к статье, раскрывающей понятие эстетики, которая, в свою очередь, обозначается там как особая отрасль философии, занимающаяся красотой и искусством. Сам термин «эстетика» происходит из греческого языка и означает чувственный, а эстетика определяется как наука, исследующая красоту, как воспринимаемую из природы, так и нами самими создаваемыми средствами искусства (см. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 81. С. 85).

Убежден, что и Пороховщиков, и Кони, называя речь на суде искусством, исходили из данных определений, так как понимали, что в судебной речи кроме познания обстоятельств разумом, стремящимся к истине, необходимо было еще и чувственное познание, и именно воздействие на чувства было важным обстоятельством в речах юристов тех лет. А как, выступая публично, можно воздействовать на чувства, не создавая красивой речи? Неисполнимость этой задачи без действительно искусного владения языком, без серьезных знаний предмета и всесторонней эрудированности была и для Пороховщикова, и для Кони очевидна.

Но зададимся вопросом, чем была обусловлена такая потребность в красоте и изяществе судоговорения?

На мой взгляд, это очевидно проистекало от наличия множества адресатов такой деятельности, к коим в первую очередь относились присяжные заседатели, в чьей воле находилось решение вопроса о виновности или невиновности подсудимого. Иными «потребителями» такого искусства была почтенная публика, включая представителей газет и журналов того времени, заполнявшая залы судебного присутствия иногда даже по распространяемым билетам и разносившая впоследствии все перипетии судебного процесса путем пересказов, разговоров и судебных очерков.

При этом правил совершенствования судебной речи как искусства должны были придерживаться все стороны процесса, а не только адвокат. И речи прокурора, и выступления председательствующего на процессе судьи – все это без исключения было предметом скрупулезного анализа всех присутствующих в зале, и любая оплошность стороны тут же становилась достоянием самой широкой общественности.
Кому в сегодняшнем срезе уголовного судопроизводства может быть адресована судебная речь при том, что основная масса уголовных дел рассматривается мировыми судьями и федеральными судьями районных судов единолично? Кому будет адресована та красота, которую средствами искусства речи на суде создает сторона, если в большинстве своем судебные разбирательства проходят в составе: прокурор, адвокат, судья, секретарь и подсудимый?

Такое состояние суда очень метко подметил С.А. Пашин, который назвал его «опустошенный суд».

Отдельные судебные процессы, вызывающие повышенный интерес, как правило, средств массовой информации, являются исключениями, только подтверждающими правило – отсутствие адресатов для судебной речи медленно, но верно убивает судоговорение не только как искусство, но и, говоря языком А.Ф. Кони, как орудие деятельности юриста. Происходит такое ненасильственное «разоружение».

Существовал бы в настоящее время театр, как искусство, если бы он остался без зрителей?

Последним живительным источником судоговорения как искусства является суд с участием присяжных заседателей, но этот источник в настоящее время близок к полному пересыханию. Как справедливо недавно отметил президент ФПА РФ Ю.С. Пилипенко, судопроизводство с участием присяжных в России имеет настолько незначительное количество, что многие граждане России просто не знают о существовании такого института отправления правосудия.

Судоговорение в суде присяжных вообще имеет свою особую, не сравнимую с судоговорением в суде общей юрисдикции, роль, ибо только в суде присяжных ненадлежащее судоговорение стороны может привести к отмене состоявшегося судебного решения. Ни при каких случаях такое не может произойти при рассмотрении дела в суде общей юрисдикции или у мирового судьи, а следовательно вопрос совершенствования судебной речи, доведение ее до состояния искусства возможен только при обязательном наличии незаинтересованных слушателей, к коим, безусловно, относятся и присяжные, но к которым нельзя отнести ни прокурора, ни судью, ни адвоката.

Максимальное увеличение подсудности дел, рассматриваемых с участием присяжных (в том числе и на уровне суда районного звена с возможным сокращением их количества до 4 или 6 по делам разных категорий), на мой взгляд, сможет изменить очевидную тенденцию, ведущую к ликвидации судебной речи как искусства. Как будут называться эти представители народа в судах – присяжные, народные заседатели, представители судебной коллегии, или, на манер средневековой Германии, шёффены, не столь важно.

Главное, чтобы именно эти люди определяли, виновен или не виновен человек, попавший на скамью подсудимых, и тогда у сторон появится независимый слушатель, который будет тем безусловным двигателем реформы, в которой так нуждается наше уголовное судопроизводство и который вновь запустит механизмы судоговорения, что позволит без каких-либо сомнений называть речь на суде искусством!


Другие публикации автора

ПРИНЦИП БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ ЗАЩИТЕ В ДЕЙСТВИИ

Верховный Суд оставил в силе оправдательный приговор, указав, что нарушения процедуры, допущенные председательствующим судьей при рассмотрении дела судом присяжных, не могут являться основанием для его отмены

НЕ ЗАБЫТЬ БЫ ПРО «ОВРАГИ»…

О мерах по обеспечению гарантий независимости судей, гласности и прозрачности правосудия, предложенных СПЧ

СНИМИТЕ ЗАБОРЫ – ИСЧЕЗНУТ ЛАЗЕЙКИ

Несколько тезисов про институт уголовной защиты по назначению

СТАЖЕР АДВОКАТА – ЭТО ДОЛЖНО ЗВУЧАТЬ ГОРДО!

Пока адвокатские палаты не возьмут институт стажировки под свое крыло, ситуация со стажерами адвокатов останется без изменений

АДВОКАТУРА ПО ГОСТУ

Излишняя формализация деятельности адвокатуры как свободного социально-правового института правозащиты в государстве… убивает свободный дух адвокатуры

«КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ», ИЛИ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ О ТОМ, ГДЕ СТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ

Нарушение права на защиту процессуальным поведением самого адвоката: допустимо или нет?

В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ О НЕДОПУСТИМОСТИ МНОГООБРАЗИЯ В ПОЗИЦИИ

Отсутствие четко выверенной позиции в выступлении адвоката в судах первой и апелляционной инстанций исключительно отрицательно влияет на результаты защитительной деятельности

КОГДА НЕ ХВАТАЕТ АРГУМЕНТОВ – 2

Несогласие юриста с мнением его коллеги не может быть основано исключительно на эмоциональном неприятии иной позиции при отсутствии аргументации собственной, исторического анализа и знания предмета

«И БУДУ ТЕМ ЛЮБЕЗЕН Я, И ЭТИМ!»

«Преобладающее место в способах хищения займет орудие интеллектуальное, хитрость, обман; следовательно, социальная сторона мошенничества очень заманчива».
И.Я. Фойницкий.

ИСЧЕЗНУВШЕЕ СУДОГОВОРЕНИЕ

Во время выступления в суде прокуроры, как правило, лишь зачитывают вслух следственные документы, качественная речь в суде со стороны обвинения представляет собой профессиональный атавизм

О ЮРИДИЧЕСКОМ НОВОЯЗЕ

«Привычка некоторых из наших ораторов избегать существующее русское выражение и заменять его иностранным или новым обличает их малую вдумчивость»
А.Ф. Кони "Искусство речи на суде"

ОПРОС "АГ"

Как часто вам встречаются иностранные граждане в качестве представителей в российских судах?

Не встречал никогда
Встречал, но давно
Встречал 1-2 раза
Встречаю часто
Встречаю всегда

Подробнее
НОВОСТИ
•  17.11.2017
НЕДЕЛЯ «АГ»
Главные адвокатские новости, опубликованные на сайте в течение недели

•  17.11.2017
ОПУБЛИКОВАН ПОРЯДОК ТРАНСЛЯЦИИ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ урегулировал вопросы организации и проведения трансляции заседаний в судах

•  17.11.2017
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ОТВЯЗАНЫ ОТ МРОТ
Госдума приняла закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс, которые затрагивают в том числе адвокатов

•  17.11.2017
ПРОСЬБА К СУДУ НЕ ПРЕРЫВАТЬ АДВОКАТА
Сахалинская адвокатская палата обратилась к судейскому корпусу с просьбой не прерывать выступления адвокатов

•  17.11.2017
МВД ВЫПЛАТИТ ДОЛГИ АДВОКАТАМ
Адвокаты АП Свердловской области возобновили участие в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателей и следователей областного УМВД

Другие новости
ОБЪЯВЛЕНИЯ
•  МОДЕРНИЗАЦИЯ РЫНКА ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
7 декабря 2017 г. в Москве состоится конференция «Модернизация рынка оказания квалифицированной юридической помощи: приоритетные направления реформы»

•  ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ АДВОКАТА С ДОВЕРИТЕЛЕМ
6 декабря 2017 г. в Москве состоится открытая дискуссия «Основные этические принципы во взаимоотношениях адвоката с доверителем (подзащитным). Доверие и эффективность: как этого добиться»

•  КОНФЕРЕНЦИЯ НАПКА
16 ноября 2017 г. в Москве НАПКА организует «Конференцию НАПКА Осень-2017»

•  IV ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ СТРАН БРИКС
С 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве пройдет IV Юридический форум стран БРИКС

•  МОЛОДЫЕ ЮРИСТЫ РОССИИ – 2017
2–3 декабря в Москве пройдет IV Международный образовательный форум «Молодые юристы России – 2017»

•  РАБОТА АДВОКАТА В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
C 1 декабря 2017 г. по 17 февраля 2018 г. на базе Школы адвоката АП Ставропольского края пройдет Всероссийский очно-дистанционный курс

•  ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
С 22 ноября 2017 г. по 16 февраля 2018 г. будет проведен курс «Семейное право и права человека. Международные стандарты защиты прав ребенка и взрослого»

Другие объявления

© 2007—2017 «Новая адвокатская газета»
Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную
для пользователей до 16 лет.