На сайте размещены только некоторые материалы "АГ".
Полную версию газеты можно получить, подписавшись на нее.
  Н О В А Я   А Д В О К А Т С К А Я   Г А З Е Т А  
ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ РФ
twitter facebook vkontakte RSS telegram
СВЕЖИЙ НОМЕР

Читайте № 24 за 2017 г.
ПЕЧАТНАЯ "АГ"
Рубрики
Подшивка
Архив
ADVGAZETA.RU
Выбор редакции
Разделы и отрасли права
Интервью
Блоги
Все записи
Разделы и отрасли права
Блогеры
Стать блогером
Новости
Правовое просвещение
Казусы из практики
Объявления
Ежедневная рассылка
Фоторепортажи
СОТРУДНИЧЕСТВО
О нас
Авторам
Партнеры
Реклама
КОНТАКТЫ

Адрес редакции:

119002, г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43

Тел.: (495) 787-28-35
Тел./факс: (495) 787-28-36

E-mail:
advgazeta@mail.ru

Блоги

«КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ», ИЛИ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ О ТОМ, ГДЕ СТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ

Член Совета АП г. Москвы, управляющий партнер АБ «СОСЛОВИЕ»

Соловьёв Сергей

2016-02-25


Нарушение права на защиту процессуальным поведением самого адвоката: допустимо или нет?

Повод для написания этой статьи был вполне себе традиционным. В № 2 журнала «Уголовный процесс» за 2016 год на глаза попалась ссылка на решение Президиума Камчатского краевого суда по делу № 44-У-10, которое меня крайне заинтересовало и одновременно поставило передо мной вопрос: а какое поведение защитника в сложившейся правовой ситуации является законным, обоснованным и профессиональным?

Для детализации ситуации я «посетил» путем интернета Камчатский краевой суд, где уточнил следующее.

Так, в рамках кассационного производства Президиум Камчатского краевого суда отменил заочное постановление районного суда, которым в отношении гр-на Н. было отменено условное осуждение. Основанием к такому решению кассационной инстанции явилось то обстоятельство, что приглашенный судом в порядке ч. 3 ст. 51 УПК РФ адвокат А., изучив материалы дела и установив в них зафиксированные факты нарушения порядка отбывания наказания осужденным Н., а равно в связи с тем, что осужденный Н. скрылся от контроля уголовно-исполнительной инспекции (далее – УИИ), заявил в суде о наличии оснований для удовлетворения представления УИИ об отмене условного осуждения и его замене реальным лишением свободы. Такое поведение защитника было признано Президиумом Камчатского краевого суда не соответствующим требованиям ч. 1 ст. 49 УПК РФ, так как заявленная защитником позиция противоречила общим принципам уголовно-процессуального закона, не соответствовала назначению защитника в уголовном судопроизводстве, что свидетельствует о нарушении права на защиту осужденного[1].

Итак, право на защиту поругано: что делать? Есть ли в действиях адвоката А. признаки нарушения Кодекса профессиональной этика адвоката? Есть ли безусловный алгоритм добросовестного поведения адвоката в такой правовой ситуации?

Сразу сделаю оговорку для желающих повесить ярлык до того момента, как они осилят весь текст: я согласен с решением Президиума Камчатского краевого суда, считаю его законным и обоснованным.

А вот процессуальное поведение адвоката А. квалифицировать как непрофессиональное и заслуживающее безусловного порицания адвокатским сообществом я бы воздержался. Более того, я бы отметил находчивость коллеги, может, даже и непредумышленную, и вот по каким основаниям.

Проще простого сказать, что защитник осужденного не может в процессе занимать позицию, противоречащую интересам его подзащитного. Но, как следует из описания обстоятельств дела, рассмотрение представления УИИ было заочным в отсутствие скрывшегося осужденного Н., что, собственно, и являлось одним из доказательств обоснованности представления инспекции. Адвокат А. был приглашен судом в порядке ст. 51 УПК РФ непосредственно в судебное заседание, где впервые столкнулся с материалами, на основании которых ставился вопрос о нарушениях осужденным Н. порядка отбытия условного наказания и которые, к слову сказать, были уже сформированы заинтересованной стороной – все той же УИИ. Очевидно, что, кроме материалов, так или иначе подтверждающих доводы инспекции, там ничего не было.

Из возможных к заявлению ходатайств в сложившейся ситуации в арсенале защитника имеется только ходатайство об ознакомлении с материалами инспекции, на что вряд ли суд даст время, исчисляемое сутками. Иных, предусмотренных законом оснований для заявления ходатайства об отложении судебного разбирательства у защитника А. просто не было, равно как не было фактических временных возможностей встретиться с родственниками отсутствующего и пока еще условно осужденного Н. и выяснить какие-либо обстоятельства, которые бы могли опровергнуть утверждения УИИ относительно злостного нарушения гражданином Н. порядка отбывания условного наказания.

Какую же позицию в этом случае должен занимать защитник, в особенности в том случае, когда рассматриваемыми материалами дела и реальными фактическими обстоятельствами подтверждается нарушение лицом порядка условного отбывания наказания?

Позиция В.Д. Спасовича, призывающего «… воспользоваться всеми способами защиты» и «…стараться хоть на волос уменьшить ответственность», автору известна и с ней он тоже не спорит. Вопрос, каким способом в данном конкретном случае?

Требование п. 3 ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», не допускающего адвокату занимать позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора, здесь не применимо, так как «воля доверителя» умышленно отсутствует вместе с ее носителем в судебном заседании и защитник может только предполагать ее содержание, исходя из режима максимального благоприятствования правам и свободам этого лица.

Процессуальный механизм благоприятствования защите (favor defensionis) освобождает защитника и от бремени доказывания необоснованности доводов уголовно-исполнительной инспекции, что позволяет защитнику просто заявить в суде о несогласии с ее предложениями, не опускаясь до какой-либо мотивировки своей позиции.

Однако такое сверхформальное поведение защитника, очевидно, не увеличит шансов остаться на свободе заочно защищаемому им лицу, а напротив, такое поведение только легитимизирует любое решение суда, так как налицо будет соблюдение конституционного принципа (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ) состязательности и равноправия сторон при отправлении правосудия.

Как следует из вышеупомянутого в обзоре апелляционной и кассационной практики Камчатского краевого суда решения, основанием для рассмотрения этого дела Президиумом стала кассационная жалоба нового защитника осужденного Н.

А теперь ответьте себе на вопрос: был бы достижим подобный результат при кассационном обжаловании, если бы защитник А. грубо и нарочито не нарушил право на защиту отсутствующего подзащитного, согласившись с доводами УИИ, а, напротив, формально выступил бы с возражениями относительно доводов инспекции? Ответ, на мой взгляд, очевиден.

Вот именно поэтому я и призывал не торопиться с осуждением подобного поведения коллеги. Оно помогло отменить, казалось бы, незыблемое с точки зрения законности и обоснованности судебное решение, состоявшееся в квазисостязательном процессе: при отсутствии осужденного и фактической и юридической невозможности адвоката, приглашенного судом в порядке ст. 51 УПК РФ, каким-либо законным образом противостоять этому. Но у него получилось.

А какое поведение защитника в этой ситуации, по-вашему, было бы законным, обоснованным и профессиональным? Вопрос, как я понимаю, можно считать дискуссионным?

P.S. У такого, на первый взгляд, непрофессионального поведения защитника есть еще один позитивный момент, который заключается в весьма ярком высвечивании абсолютно, на мой взгляд, не допустимой для суда эдакой правовой и процессуальной всеядности, при которой отсутствие возражений со стороны защитника при очевидной ситуации ухудшения положения представляемого им лица не вызывает никаких возражений с стороны суда первой инстанции, не порождает дополнительных сомнений в законности отправляемого правосудия, а напротив, способствует уверенности в вынесении, по сути, заведомо незаконного решения.


[1] Обзор апелляционной и кассационной практики Камчатского краевого суда по рассмотрению уголовных дел и иных материалов за 3 квартал 2015 года // Электронный ресурс //http://oblsud.kam.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=2553(дата обращения 24.02.16).


Другие публикации автора

ПРИНЦИП БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ ЗАЩИТЕ В ДЕЙСТВИИ

Верховный Суд оставил в силе оправдательный приговор, указав, что нарушения процедуры, допущенные председательствующим судьей при рассмотрении дела судом присяжных, не могут являться основанием для его отмены

НЕ ЗАБЫТЬ БЫ ПРО «ОВРАГИ»…

О мерах по обеспечению гарантий независимости судей, гласности и прозрачности правосудия, предложенных СПЧ

СНИМИТЕ ЗАБОРЫ – ИСЧЕЗНУТ ЛАЗЕЙКИ

Несколько тезисов про институт уголовной защиты по назначению

СТАЖЕР АДВОКАТА – ЭТО ДОЛЖНО ЗВУЧАТЬ ГОРДО!

Пока адвокатские палаты не возьмут институт стажировки под свое крыло, ситуация со стажерами адвокатов останется без изменений

АДВОКАТУРА ПО ГОСТУ

Излишняя формализация деятельности адвокатуры как свободного социально-правового института правозащиты в государстве… убивает свободный дух адвокатуры

В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ О НЕДОПУСТИМОСТИ МНОГООБРАЗИЯ В ПОЗИЦИИ

Отсутствие четко выверенной позиции в выступлении адвоката в судах первой и апелляционной инстанций исключительно отрицательно влияет на результаты защитительной деятельности

КОГДА НЕ ХВАТАЕТ АРГУМЕНТОВ – 2

Несогласие юриста с мнением его коллеги не может быть основано исключительно на эмоциональном неприятии иной позиции при отсутствии аргументации собственной, исторического анализа и знания предмета

«И БУДУ ТЕМ ЛЮБЕЗЕН Я, И ЭТИМ!»

«Преобладающее место в способах хищения займет орудие интеллектуальное, хитрость, обман; следовательно, социальная сторона мошенничества очень заманчива».
И.Я. Фойницкий.

ИСЧЕЗНУВШЕЕ СУДОГОВОРЕНИЕ

Во время выступления в суде прокуроры, как правило, лишь зачитывают вслух следственные документы, качественная речь в суде со стороны обвинения представляет собой профессиональный атавизм

О ЮРИДИЧЕСКОМ НОВОЯЗЕ

«Привычка некоторых из наших ораторов избегать существующее русское выражение и заменять его иностранным или новым обличает их малую вдумчивость»
А.Ф. Кони "Искусство речи на суде"

СУДОГОВОРЕНИЕ КАК ИСКУССТВО

Отсутствие адресатов для судебной речи медленно, но верно убивает судоговорение не только как искусство, но и как орудие деятельности юриста

ОПРОС "АГ"

Как часто вам встречаются иностранные граждане в качестве представителей в российских судах?

Не встречал никогда
Встречал, но давно
Встречал 1-2 раза
Встречаю часто
Встречаю всегда

Подробнее
НОВОСТИ
•  17.11.2017
НЕДЕЛЯ «АГ»
Главные адвокатские новости, опубликованные на сайте в течение недели

•  17.11.2017
ОПУБЛИКОВАН ПОРЯДОК ТРАНСЛЯЦИИ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ урегулировал вопросы организации и проведения трансляции заседаний в судах

•  17.11.2017
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ОТВЯЗАНЫ ОТ МРОТ
Госдума приняла закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс, которые затрагивают в том числе адвокатов

•  17.11.2017
ПРОСЬБА К СУДУ НЕ ПРЕРЫВАТЬ АДВОКАТА
Сахалинская адвокатская палата обратилась к судейскому корпусу с просьбой не прерывать выступления адвокатов

•  17.11.2017
МВД ВЫПЛАТИТ ДОЛГИ АДВОКАТАМ
Адвокаты АП Свердловской области возобновили участие в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателей и следователей областного УМВД

Другие новости
ОБЪЯВЛЕНИЯ
•  МОДЕРНИЗАЦИЯ РЫНКА ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
7 декабря 2017 г. в Москве состоится конференция «Модернизация рынка оказания квалифицированной юридической помощи: приоритетные направления реформы»

•  ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ АДВОКАТА С ДОВЕРИТЕЛЕМ
6 декабря 2017 г. в Москве состоится открытая дискуссия «Основные этические принципы во взаимоотношениях адвоката с доверителем (подзащитным). Доверие и эффективность: как этого добиться»

•  КОНФЕРЕНЦИЯ НАПКА
16 ноября 2017 г. в Москве НАПКА организует «Конференцию НАПКА Осень-2017»

•  IV ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ СТРАН БРИКС
С 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве пройдет IV Юридический форум стран БРИКС

•  МОЛОДЫЕ ЮРИСТЫ РОССИИ – 2017
2–3 декабря в Москве пройдет IV Международный образовательный форум «Молодые юристы России – 2017»

•  РАБОТА АДВОКАТА В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
C 1 декабря 2017 г. по 17 февраля 2018 г. на базе Школы адвоката АП Ставропольского края пройдет Всероссийский очно-дистанционный курс

•  ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
С 22 ноября 2017 г. по 16 февраля 2018 г. будет проведен курс «Семейное право и права человека. Международные стандарты защиты прав ребенка и взрослого»

Другие объявления

© 2007—2017 «Новая адвокатская газета»
Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную
для пользователей до 16 лет.