НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ БЕСПОРЯДОК?
Есть ли выбор между фундаментальными правами и безопасностью? Кажется, что подобные вопросы абсурдны и нелепы: зачем выбирать? Однако нам все настойчивее предлагают этот выбор сделать. А если быть откровенным – с нашего молчаливого и безразличного отношения к своим правам его за нас уже сделали. И сегодня мы являемся свидетелями того, как при помощи неотразимых аргументов о противодействии терроризму и обеспечении общественной безопасности создаются антиконституционные законы, нарушающие фундаментальные права и свободы граждан.
По словам Якова Ильича Гилинского, «проблема безопасности человека и его свободы является одной из острейших»1. С мнением уважаемого ученого и мыслителя современности трудно не согласиться. О стремлении к ограничению прав и свобод, о нарушении Конституции стоит задуматься. Тем более что Минкомсвязи России подготовлен проект приказа с длинным и невнятным названием2, принятие которого выдается за благородную цель – «противодействие терроризму и обеспечение общественной безопасности». Этой цели планируется подчинить не только уполномоченные государственные органы, но и организаторов распространения информации в сети «Интернет», а также граждан – ее пользователей. То есть он коснется всех нас. Желание государства вмешиваться в частную жизнь лично у меня восторга не вызывает – ни малейшего. Меня пугает необратимость этого движения, которое все сильнее напоминает вечное падение.
Подобные инициативы могут привести к «тяжелой болезни» – откату от демократических ценностей и прав человека, поэтому считаю своим долгом вновь обратить внимание на опасность этой тенденции.
Проект приказа предусматривает возможность собирать персональную информацию о пользователях сети «Интернет»: псевдоним, дату рождения, адрес, ФИО, паспортные данные, номер телефона, адрес электронной почты, сведения о родственниках, факты приема, передачи и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, информацию о произведенных денежных операциях и многое-многое другое.
За многостраничным, многословным и многозначительным проектом приказа скрывается узаконенная возможность нарушения фундаментального конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни. А это несовместимо с ценностями демократического государства.
Наша Конституция не допускает сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица без его согласия, поэтому подобные законопроекты являются антиконституционными.
В то же время давайте посмотрим правде в глаза и честно ответим: насколько допустимо ограничение прав и свобод в угоду мифической безопасности? Почему за постоянное усиление безопасности нужно платить уменьшением наших прав? Способно ли государство обеспечить нашу безопасность без ограничения прав и свобод граждан?
С ограничением конституционных прав можно было бы мириться лишь тогда, когда предполагаемая опасность подтверждается фактами. Одного лишь упоминания мантр и заклинаний об угрозе терроризма и обеспечении общественной безопасности явно недостаточно.
Война с терроризмом становится опаснее самого терроризма. Еще в 1981 г. Жан Бодрийяр подробно описывал этот процесс: «…все СМИ и официальные источники информации задействованы только для того, чтобы поддержать иллюзию событийности, реальности целей, объективности фактов. Все события следует читать в обратном направлении, или же становится заметно (…), что все эти вещи случаются слишком поздно в истории, которая запаздывает, в спирали, которая запаздывает, что они уже заранее исчерпали свой смысл и живут только благодаря искусственному возбуждению знаков, что все эти события сменяют друг друга без логической связи, в тотальной эквивалентности противоположностей, в полнейшей индифферентности к своим последствиям…». «…Речь всегда о том, чтобы доказывать реальное через воображаемое, истинность – через скандал, закон – через нарушение, существование работы – через забастовку, существование системы – через кризис…»3.
Что же касается безопасности, то сама по себе она не представляет собой самодостаточную ценность, а является лишь обязательством государства перед своими гражданами. Смысл безопасности заключается в осуществлении гражданами своих естественных прав, а не в их ограничении. Она должна способствовать установлению мира в обществе, а не вторгаться в права граждан и их ограничивать. В этом контексте безопасность представляет собой условие для осуществления гражданами своих прав и свобод, а не конкурирующее с ними самостоятельное правовое благо. И мы не должны выбирать между безопасностью и правами, гарантированными Конституцией РФ.
Такие законодательные инициативы свидетельствуют о стремлении, подобно Левиафану, подчинить все и всех своим ценностям, а обеспечение безопасности предполагает от граждан полного послушания. Это может привести к упадку правовой жизни и кризису права.
1 Гилинский Я.И. Социальное насилие. М.: Алетейя, 2017. С. 101.
2 Об утверждении Требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым организатором распространения информации в сети «Интернет» в эксплуатируемых им информационных системах, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий, включая систему хранения // http://regulation.gov.ru/projects#npa=18013
3 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. 240 с.
| НИКОГДА ТАКОГО НЕ БЫЛО, И ВОТ ОПЯТЬ
В Краснодаре адвокаты вынуждены ожидать свидания с подзащитными за пределами территории СИЗО, буквально на улице, без элементарных условий ВАЖНО НЕ ОПУСКАТЬ РУКИ
Оправдательный приговор, вопреки распространенному скептицизму, вступил в законную силу. Пусть для этого пришлось пройти все судебные инстанции.
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И СОКРОВЕННОМ
Существующий порядок защиты профессиональных прав адвокатов содержит немало проблем и нуждается в существенной модернизации ТРЕБУЕТ ДОРАБОТКИ
Проект ППВС, призванный отрегулировать проведение следственных действий, связанных с ограничением прав граждан, носит косметический характер, и рассчитывать на серьезные изменения в этой деликатной сфере не приходится
ЮРИДИЧЕСКАЯ ИНДУЛЬГЕНЦИЯ ДЛЯ ПОЛИЦИИ
Деятельность спецслужб с неограниченными полномочиями могла коснуться каждого
ОТ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ ДО НАРУШЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН
Насколько принудительное получение персональных данных лиц, чья вина не доказана, или лиц, совершивших административное правонарушение, соответствует конституционным принципам?
БАЛАНС МЕЖДУ СВОБОДОЙ, БЕЗОПАСНОСТЬЮ И БОРЬБОЙ С ТЕРРОРИЗМОМ
Созданный приказом ФСБ России механизм предоставляет широкие возможности произвола и злоупотреблений для преследования неугодных граждан
О ПРОИЗВОЛЕ, ПРИНЦИПАХ И НАШЕЙ ПОЗИЦИИ
Что мы сделали для того, чтобы изменить сложившуюся постыдную ситуацию с досмотрами адвокатов при посещении СИЗО?
ЗАВИСИМАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ АДВОКАТУРЫ
В ряде государств законодательство не обеспечивает полную защиту независимости адвокатов либо существующие национальные правовые гарантии не соблюдаются надлежащим образом
КУДА ДВИЖЕТСЯ АДВОКАТУРА?
О проблемах российской адвокатуры в докладе специального докладчика ООН
О НЕОБХОДИМОСТИ ПРАВИЛ В ПРОФЕССИИ
Соблюдение стандартов в нашей корпорации является первейшим долгом каждого адвоката
МЕЖДУ ФОРМАЛИЗМОМ, СКЕПТИЦИЗМОМ И ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ
В отличие от европейского конституционного правосудия, не предусматривающего возможность проверки конституционности решений международных органов, в России создан правовой механизм, позволяющий при определенных условиях не выполнять решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека
|