На сайте размещены только некоторые материалы "АГ".
Полную версию газеты можно получить, подписавшись на нее.
  Н О В А Я   А Д В О К А Т С К А Я   Г А З Е Т А  
ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ РФ
twitter facebook vkontakte RSS telegram
СВЕЖИЙ НОМЕР

Читайте № 24 за 2017 г.
ПЕЧАТНАЯ "АГ"
Рубрики
Подшивка
Архив
ADVGAZETA.RU
Выбор редакции
Разделы и отрасли права
Интервью
Блоги
Все записи
Разделы и отрасли права
Блогеры
Стать блогером
Новости
Правовое просвещение
Казусы из практики
Объявления
Ежедневная рассылка
Фоторепортажи
СОТРУДНИЧЕСТВО
О нас
Авторам
Партнеры
Реклама
КОНТАКТЫ

Адрес редакции:

119002, г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43

Тел.: (495) 787-28-35
Тел./факс: (495) 787-28-36

E-mail:
advgazeta@mail.ru

Блоги

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПРОТИВ ЗАКЛЮЧЕНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

Aдвокат коллегии адвокатов «Лапинский и партнеры»

Кузьминых Константин

2017-06-28


О деле заявителя, в пользу которого ЕСПЧ обязал Российскую Федерацию выплатить компенсацию за ненадлежащую медицинскую помощь в СИЗО

Европейский Суд по правам человека вынес решение по делу «Барсуков против России», в очередной раз обязав российские власти выплатить компенсацию гражданину, не получившему своевременной медицинской помощи в СИЗО.

Требуется постоянный медицинский уход
Защиту В.С. Барсукова я начал осуществлять примерно с 2008 г., когда при вступлении в дело со всей очевидностью установил, что подзащитный страдает целым рядом серьезных заболеваний, а следственный изолятор № 1 ФСИН России не только не обеспечивает ему надлежащую медицинскую помощь, но и не способен это сделать, так как медсанчасть СИЗО не располагает ни возможностями для оказания такой помощи, ни врачами соответствующего профиля. Многократные, в течение примерно года, обращения защищавших в то время Барсукова коллег в органы следствия, ФСИН России и прокуратуру с целью привлечь их внимание к этой проблеме были неэффективны.

Руководитель следственной группы пояснил, что о заболеваниях Барсукова ему известно, но он занимается не лечением, а уголовным расследованием, поэтому доводы о нарушении прав Барсукова на медицинскую помощь в СИЗО ему малоинтересны.

Администрация следственного изолятора и врачи ФСИН от надлежащего обсуждения проблемы явно уклонялись как устно, так и письменно, а состояние здоровья подзащитного не только оставляло желать лучшего, но явно ухудшалось, что вызывало реальные опасения за его жизнь. Поэтому в течение 2008 – 2009 гг. мы неоднократно обращались в вышестоящие органы ФСИН России, СКР, Генпрокуратуру, а также оспаривали действия и бездействие СИЗО в судебном порядке.

Справедливости ради надо сказать, что после того, как мы посетили руководство медицинского управления ФСИН на личном приеме (а до этого были еще и письменные обращения), уровень медицинской помощи подзащитному чуть-чуть повысился от нулевой отметки, но достаточного изменения ситуации добиться все равно не удалось.

После неэффективного судебного оспаривания действий и бездействия ФСИН России (в порядке действовавшей тогда гл. 25 ГПК РФ) у нас возникли исчерпывающие основания для обращения в ЕСПЧ с жалобой на нарушение в отношении Барсукова его прав, гарантированных ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод («Запрещение пыток»), и на неэффективность средств правовой защиты на национальном уровне (ст. 13 Конвенции). Причем с учетом характера и проявления заболевания (человек не мог полноценно поспать даже в течение часа) неоказание медицинской помощи иначе как пыткой называть было действительно нельзя.

Обращение с жалобой в ЕСПЧ на действия властей в отношении содержания Барсукова под стражей, конечно же, не повлияло – состояние его здоровья по-прежнему вызывало опасения именно по причине отсутствия доступной медицинской помощи. Поэтому в апреле 2010 г. пришлось обратиться в ЕСПЧ по правилу 39 Регламента Суда об обеспечительных мерах – с ходатайством об обязании властей РФ перевести Барсукова в гражданскую клиническую больницу.

В удовлетворении ходатайства об обеспечительных мерах ЕСПЧ отказал, но в том же 2010 г. Барсукова начали вывозить в профильную гражданскую больницу в Москве и периодически продолжают это делать по настоящее время. То есть доводы о состоянии здоровья вовсе не надуманны.

Однако проблема была и остается в том, что редкие госпитализации в профильный медицинский НИИ являются полумерой – больному при его диагнозах требуется постоянный медицинский уход, который органы ФСИН России самостоятельно в своих лечебных учреждениях в Москве обеспечить не могут. Попробовать создать соответствующие условия можно было бы в Санкт-Петербурге, в областной больнице им. доктора Ф.П. Гааза, но, несмотря на ежегодные ходатайства, власти уже в течение 10 лет не хотят перевести Барсукова из Москвы в Санкт-Петербург не то что для лечения, но даже для участия в суде.

Занимаясь делом Барсукова, мы в Петербурге давно уже привыкли, что не обвиняемого доставляют в суд, а суд доставляют в регион содержания обвиняемого, даже тогда, когда судебное разбирательство ведется с участием коллегии присяжных из Санкт-Петербурга. И если вначале власти утверждали, что перевод Барсукова из Москвы в Петербург якобы несет большую общественную опасность, то в последние годы декларируется тезис о том, что суд должен ехать из Петербурга в Москву, потому что только в Москве Барсукову могут оказать надлежащую медицинскую помощь. Иными словами, полноценно Барсукова не лечат, но доводы о его состоянии здоровья вполне себе используют для аргументации переездов судов из Петербурга в Москву.

Медицинские заключения игнорировались
На стадии коммуникации жалобы ЕСПЧ власти РФ в своих возражениях указали, что у них (у Правительства РФ с участием Минздрава России) нет специалистов, чтобы оценить достаточность оказания медицинской помощи Барсукову в СИЗО и определить влияние фактических условий содержания в изоляторе на динамику его состояния здоровья.

Прочитав эту аргументацию, мы с коллегами, конечно же, обратились к лечащему гражданскому врачу Барсукова, которому предоставили всю пачку направленных властями РФ в ЕСПЧ медицинских документов, в том числе копию медкарты Барсукова из СИЗО. Компетентный и уже несколько лет как привлеченный ФСИН для лечения Барсукова врач в ответе на адвокатский запрос разъяснил, что до ареста в 2007 г. Барсуков находился под эффективным наблюдением врачей, а после ареста, с августа 2007 г. по декабрь 2009 г., надлежащей медицинской помощи Барсукову не оказывали, несмотря на то что состояние больного требовало и адекватного лечения, и регулярного медицинского ухода. И наконец, именно по этой причине в декабре 2010 г. Барсуков поступил из СИЗО в гражданскую больницу в тяжелом состоянии – а мы должны понимать, насколько состояние здоровья заключенного должно ухудшиться, чтобы СИЗО под Новый год перевел его в гражданскую больницу! Кроме того, врач отметил, что отсутствие медицинской помощи в течение первых двух лет содержания в СИЗО с высокой степенью вероятности стало причиной развития у Барсукова нового серьезного заболевания, которое затем неоднократно подтверждалось.

Кстати говоря, еще в 2009 г. мы с коллегами представляли не только субъектам производства по делу Барсукова – следователям и судьям, но и в суды Москвы при обжаловании бездействия СИЗО заключения ранее лечивших Барсукова врачей о том, что медицинские документы СИЗО прямо свидетельствуют о неоказании Барсукову необходимой медицинской помощи, и о том, какую помощь надо оказывать на самом деле.

Органы следствия, суды и ФСИН России эти заключения, в сущности, игнорировали, но они также были направлены нами в ЕСПЧ. В итоге по данной жалобе Европейскому суду была представлена очевидная ситуация, при которой власти, не оспаривая наличие у заявителя тяжелых заболеваний и косвенно подтверждая их экстраординарностью мер (периодические переводы заключенного из СИЗО в гражданскую больницу), указали, что медицинскими специалистами для ответов на вопросы ЕСПЧ они не располагают, но имеют решения судов общей юрисдикции о том, что нарушений права заявителя на медицинскую помощь не усматривается. А сторона заявителя представила в ЕСПЧ заключения бесспорно компетентных специалистов в области медицины с противоположными изложенным в решениях национальных судов выводами.

Выводы Европейского суда
ЕСПЧ пришел к закономерному выводу, что в отношении В.С. Барсукова со стороны властей нарушались права, гарантированные ст. 3 и 13 Конвенции, так как компетентные специалисты в области медицины нарушение права на медицинскую помощь недвусмысленно подтверждают, а национальные суды, сугубо формально подойдя к оценке доводов заявителя, подтвердили своими решениями, что судебная защита права на медицинскую помощь в районном и городском судах Москвы путем оспаривания действий и бездействия ФСИН оказалась неэффективной, и это, как отметил ЕСПЧ в данном решении, для аналогичных дел против Российской Федерации устанавливалось ранее неоднократно.

Резюмируя изложенное, следует признать, что власти РФ в своих возражениях в ЕСПЧ ошибочно выбрали в качестве приоритетного направления защиты своей позиции решения судов общей юрисдикции г. Москвы, не принимая во внимание, что эти решения являются отдельным предметом разбирательства по ст. 13 Конвенции. В итоге мы имеем очередной пример изначально безразличного отношения компетентных должностных лиц к жизни и здоровью заключенного под стражу и последующую неуклюжую попытку профильных юридических служб аппарата Правительства РФ оправдать эти действия в Европейском суде решениями национальных судов.


Другие публикации автора

НЕЗАВИДНЫЙ СТАТУС

Проблемы неопределенности окончания процессуального статуса подозреваемого у лица, в отношении которого уголовное дело не возбуждалось и не расследуется, и участия адвоката в качестве защитника такого лица

СТАЖЕР КАК ХРАНИТЕЛЬ АДВОКАТСКОЙ ТАЙНЫ

О случае вызова стажера адвокатского образования для дачи показаний в качестве свидетеля по обстоятельствам исполнения им поручения адвоката

О ПОЛНОМОЧИЯХ ПРОКУРАТУРЫ ПО КОНТРОЛЮ НАД СЛЕДСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ

Сейчас сторона защиты в стадии предварительного следствия не имеет надлежаще уполномоченного процессуального субъекта, к которому можно было бы эффективно апеллировать со своими доводами

НЕУДАЧНАЯ РЕДАКЦИЯ

Указание ВС РФ на то, что отказ следователя от проведения очных ставок не может рассматриваться как ограничение прав участника процесса, – лишь некорректная формулировка

ПРАВИЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАК ФИЛЬТР

Ходатайства следователей по ст. 165 УПК РФ должны рассматриваться с точки зрения того, есть ли возможность решить те же задачи расследования без проведения мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан

ОСЛАБЛЕНИЕ СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ?

Увеличение срока рассмотрения жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ – дальнейшее ослабление судебного контроля на досудебной стадии производства по уголовному делу

ДИАГНОЗ, А НЕ РЕШЕНИЕ

В проекте МВД не решены проблемы, связанные с неоднократным продлением сроков содержания под стражей в период ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела

НЕОБХОДИМ ИНСТИТУТ СЛЕДСТВЕННЫХ СУДЕЙ

Суды уклоняются от оценки заявленных следователем оснований для содержания под стражей, фактически поясняя, что на досудебной стадии они не могут ставить под сомнение выводы субъекта производства по делу

КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ВОЛОКИТУ СЛЕДСТВИЯ

Удовлетворяя иск о компенсации за нарушение права на досудебное уголовное судопроизводство в разумный срок, суд указал на «нераспорядительные и неэффективные действия органа предварительного следствия»

ОПРОС "АГ"

Как часто вам встречаются иностранные граждане в качестве представителей в российских судах?

Не встречал никогда
Встречал, но давно
Встречал 1-2 раза
Встречаю часто
Встречаю всегда

Подробнее
НОВОСТИ
•  17.11.2017
НЕДЕЛЯ «АГ»
Главные адвокатские новости, опубликованные на сайте в течение недели

•  17.11.2017
ОПУБЛИКОВАН ПОРЯДОК ТРАНСЛЯЦИИ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ урегулировал вопросы организации и проведения трансляции заседаний в судах

•  17.11.2017
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ОТВЯЗАНЫ ОТ МРОТ
Госдума приняла закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс, которые затрагивают в том числе адвокатов

•  17.11.2017
ПРОСЬБА К СУДУ НЕ ПРЕРЫВАТЬ АДВОКАТА
Сахалинская адвокатская палата обратилась к судейскому корпусу с просьбой не прерывать выступления адвокатов

•  17.11.2017
МВД ВЫПЛАТИТ ДОЛГИ АДВОКАТАМ
Адвокаты АП Свердловской области возобновили участие в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателей и следователей областного УМВД

Другие новости
ОБЪЯВЛЕНИЯ
•  МОДЕРНИЗАЦИЯ РЫНКА ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
7 декабря 2017 г. в Москве состоится конференция «Модернизация рынка оказания квалифицированной юридической помощи: приоритетные направления реформы»

•  ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ АДВОКАТА С ДОВЕРИТЕЛЕМ
6 декабря 2017 г. в Москве состоится открытая дискуссия «Основные этические принципы во взаимоотношениях адвоката с доверителем (подзащитным). Доверие и эффективность: как этого добиться»

•  КОНФЕРЕНЦИЯ НАПКА
16 ноября 2017 г. в Москве НАПКА организует «Конференцию НАПКА Осень-2017»

•  IV ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ СТРАН БРИКС
С 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве пройдет IV Юридический форум стран БРИКС

•  МОЛОДЫЕ ЮРИСТЫ РОССИИ – 2017
2–3 декабря в Москве пройдет IV Международный образовательный форум «Молодые юристы России – 2017»

•  РАБОТА АДВОКАТА В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
C 1 декабря 2017 г. по 17 февраля 2018 г. на базе Школы адвоката АП Ставропольского края пройдет Всероссийский очно-дистанционный курс

•  ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
С 22 ноября 2017 г. по 16 февраля 2018 г. будет проведен курс «Семейное право и права человека. Международные стандарты защиты прав ребенка и взрослого»

Другие объявления

© 2007—2017 «Новая адвокатская газета»
Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную
для пользователей до 16 лет.