На сайте размещены только некоторые материалы "АГ".
Полную версию газеты можно получить, подписавшись на нее.
  Н О В А Я   А Д В О К А Т С К А Я   Г А З Е Т А  
ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ РФ
twitter facebook vkontakte RSS telegram
СВЕЖИЙ НОМЕР

Читайте № 24 за 2017 г.
ПЕЧАТНАЯ "АГ"
Рубрики
Подшивка
Архив
ADVGAZETA.RU
Выбор редакции
Разделы и отрасли права
Интервью
Блоги
Все записи
Разделы и отрасли права
Блогеры
Стать блогером
Новости
Правовое просвещение
Казусы из практики
Объявления
Ежедневная рассылка
Фоторепортажи
СОТРУДНИЧЕСТВО
О нас
Авторам
Партнеры
Реклама
КОНТАКТЫ

Адрес редакции:

119002, г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43

Тел.: (495) 787-28-35
Тел./факс: (495) 787-28-36

E-mail:
advgazeta@mail.ru

Блоги

ДИАГНОЗ, А НЕ РЕШЕНИЕ

Aдвокат коллегии адвокатов «Лапинский и партнеры»

Кузьминых Константин

2017-04-28


В проекте МВД не решены проблемы, связанные с неоднократным продлением сроков содержания под стражей в период ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела

Министерством внутренних дел РФ разработан законопроект о внесении изменений в ст. 109 УПК РФ «Сроки содержания под стражей», которым предполагается решить проблему неоднократного продления срока содержания под стражей в период ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела после истечения предельного срока применения соответствующей меры пресечения.

Диагноз поставлен
На мой взгляд, фабула законопроекта служит диагнозом для действующей системы применения мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве: видимо, его разработчики согласны, что ходатайства следователей по вопросам содержания обвиняемых под стражей и принимаемые по ним судебные решения в основной своей массе перестали быть надлежаще обоснованными.

Так, существо законодательной инициативы сводится к закреплению непосредственно в ст. 109 УПК РФ широко известных в процессуальных кругах конституционно-правовых (то есть уже имеющих силу закона) толкований допустимости продления срока содержания под стражей при ознакомлении стороны защиты с материалами законченного расследованием уголовного дела. Если коротко, суть этих толкований (с 1996–1998 гг.) состоит в том, что нельзя продлевать срок содержания обвиняемого под стражей для реализации им права на защиту путем ознакомления с материалами уголовного дела, а надо применять основания, указанные в ст. 97 УПК РФ. Авторы законопроекта предлагают также включить в ст. 109 УПК РФ прямой запрет на продление более чем на 3 месяца.

Практически введение этого запрета, может быть, и актуально, так как по объемным, многоэпизодным и групповым делам суды иной раз удовлетворяют соответствующие ходатайства следствия и пролонгируют срок содержания под стражей сразу на несколько (более 2 или 3) месяцев. Но в общем массиве дел такие ситуации представлены все же как исключения: по обычным уголовным это случается редко – напротив, зачастую суды лишь частично удовлетворяют ходатайства следователей о 3 месяцах продления и продлевают только на 2.

Однако мы уже говорили, что процедура, установленная ст. 109 УПК РФ, ввиду своей формализованности в судебной практике не вызывает интереса у обвиняемых: для них она сводится к тому, чтобы лишний раз отправиться в тяжелых условиях конвоирования в суд, а для рачительных обвиняемых – еще и подать жалобу на нарушения порядка этапирования в ЕСПЧ, тем более что они, как правило, сущеcтвуют. А по сути вопросов, включенных в ст. 109 УПК РФ, такие поездки зачастую неэффективны для интересов стороны защиты.

Ориентация на нелепые примеры?
Предложение авторов законопроекта прописать в ст. 109 УПК РФ прямой запрет содержать обвиняемого под стражей свыше максимального срока лишения свободы, который может быть ему назначен приговором суда, ориентирует нас на какие-то уже совсем нелепые  примеры судебной практики применения этой статьи.

Так, известно, что мера ст. 108–109 УПК РФ применяется в делах о преступлениях хотя бы средней степени тяжести, то есть в тех, за которые максимальный срок наказания не превышает 5 лет лишения свободы. В прошлом году в УК РФ по инициативе Верховного Суда РФ для таких преступлений вообще ввели новую норму о судебных штрафах. После этого появились разъяснения о ее применении. Лицам, впервые осужденным за преступления средней тяжести, Верховный Суд РФ предлагает назначать только штраф и не считать это судимостью. Это означает, что в тех случаях, когда за преступление не может быть назначено более 5 лет лишения свободы, наказание определяется в виде судебного штрафа. Не предполагают ли авторы законопроекта уместным предложить для ранее не судимых лиц, обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, вообще не применять меру пресечения, связанную с лишением свободы, или применять ее в качестве сугубого исключения – с учетом указанных изменений в УК РФ? Ведь что получается? Впервые привлеченный к уголовной ответственности обвиняемый в совершении преступления средней степени тяжести просидит в СИЗО целый год (и в течение судебного следствия еще год), а наказание ему будет назначено в виде судебного штрафа. Это нормально?

Вернемся к предложенным максимальным срокам содержания под стражей. Актуально это, наверное, для преступлений, за которые может быть назначено наказание свыше 5 лет лишения свободы (обычно – где-то до 10). Где вы видели уголовные дела о тяжких или даже особо тяжких преступлениях, по которым при наличии обвиняемого срок предварительного следствия (но не судебного разбирательства) достиг бы 10 лет? Поэтому и приходится констатировать: либо данная норма неактуальна, либо в нашей судопроизводственной практике (а МВД это виднее) стали встречаться ситуации, когда обвиняемые в совершении преступлений небольшой и средней тяжести «сидят за следствием» более 5 лет. Но лично я с подобными ситуациями не сталкивался. Правда, недавно коллега рассказывал случай, когда суд заключил обвиняемую под стражу по делу, по которому уже истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, – но это уже какой-то совершенно абсурдный пример.

Нельзя ставить барьеры для всех ситуаций
Полагаю, что в УПК РФ нельзя поставить барьеры для всех нерациональных с точки зрения здравого смысла судопроизводственных ситуаций. Речь должна идти все же о типовой практике, и в ней в отношении ст. 108–109 УПК РФ есть реальные проблемы, но законопроект ничего не предлагает для их разрешения (урегулирования). О том, что можно было бы ввести ограничения для дел по обвинению лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений средней тяжести, я уже сказал. Это, кстати, как раз зона ответственности МВД – большинство таких дел находится в производстве следователей полиции. Вот пусть МВД и ответит на вопрос о том, надо ли запретить применение к таким лицам меры содержания под стражей либо ограничить ее применение или нет.

Эту цифру в законе следует прописать четко
Другая ситуация, уже много лет явно требующая урегулирования, несмотря на наличие ряда решений по ней Конституционного Суда РФ. По отдельным, тоже редким, уголовным делам обвиняемые (до начала судебного разбирательства, то есть до выполнения требований ст. 273 УПК РФ, подсудимых, как известно, нет) содержатся под стражей в порядке ст. 109 УПК РФ годами по причине того, что дело возвращается судом прокурору, прокурором – на доследование, и так много раз. Решения о возврате дела прокурору и о возврате на дополнительное расследование принимаются властями, и, следовательно, причиной длительности содержания под стражей являются исключительно нерачительные действия властей, а по сути, именно следствия. Судя по рассматриваемому законопроекту, для восполнения нерачительных действий следствия содержать обвиняемого под стражей месяцами можно. Кроме того, вполне реально продлить срок такого содержания для того, чтобы прокурор (заметьте – опять же представитель власти) ознакомился с материалами поступившего к нему дела. В стадии предварительного слушания (подготовительной судебной стадии) тоже можно продлевать этот срок – уже на сколь угодно, хотя длительность такой стадии всегда связана с нерачительной работой предварительного следствия или прокурора – иначе непонятно, что в ней так долго суд изучает. Полагаю, что давно пора внести в законодательство норму о том, сколько все-таки в итоге (то есть предельно) может содержаться под стражей обвиняемый до начала разбирательства его уголовного дела судом по существу? Эту цифру в законе следует прописать четко. И власти в лице МВД, СКР, Верховного Суда РФ давно могли бы это сделать на основе проводимого ими анализа судопроизводственной практики – по примеру указания в ст. 109 УПК РФ предельных сроков содержания под стражей.

Но вместо этого МВД нам предлагает закрепить в законе, что нельзя содержать под стражей больше, чем теоретически можно «отсидеть» за инкриминируемое преступление… А мне кажется, что это и без изменений в закон должно быть для всех очевидно.



Другие публикации автора

НЕЗАВИДНЫЙ СТАТУС

Проблемы неопределенности окончания процессуального статуса подозреваемого у лица, в отношении которого уголовное дело не возбуждалось и не расследуется, и участия адвоката в качестве защитника такого лица

СТАЖЕР КАК ХРАНИТЕЛЬ АДВОКАТСКОЙ ТАЙНЫ

О случае вызова стажера адвокатского образования для дачи показаний в качестве свидетеля по обстоятельствам исполнения им поручения адвоката

О ПОЛНОМОЧИЯХ ПРОКУРАТУРЫ ПО КОНТРОЛЮ НАД СЛЕДСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ

Сейчас сторона защиты в стадии предварительного следствия не имеет надлежаще уполномоченного процессуального субъекта, к которому можно было бы эффективно апеллировать со своими доводами

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПРОТИВ ЗАКЛЮЧЕНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

О деле заявителя, в пользу которого ЕСПЧ обязал Российскую Федерацию выплатить компенсацию за ненадлежащую медицинскую помощь в СИЗО

НЕУДАЧНАЯ РЕДАКЦИЯ

Указание ВС РФ на то, что отказ следователя от проведения очных ставок не может рассматриваться как ограничение прав участника процесса, – лишь некорректная формулировка

ПРАВИЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАК ФИЛЬТР

Ходатайства следователей по ст. 165 УПК РФ должны рассматриваться с точки зрения того, есть ли возможность решить те же задачи расследования без проведения мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан

ОСЛАБЛЕНИЕ СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ?

Увеличение срока рассмотрения жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ – дальнейшее ослабление судебного контроля на досудебной стадии производства по уголовному делу

НЕОБХОДИМ ИНСТИТУТ СЛЕДСТВЕННЫХ СУДЕЙ

Суды уклоняются от оценки заявленных следователем оснований для содержания под стражей, фактически поясняя, что на досудебной стадии они не могут ставить под сомнение выводы субъекта производства по делу

КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ВОЛОКИТУ СЛЕДСТВИЯ

Удовлетворяя иск о компенсации за нарушение права на досудебное уголовное судопроизводство в разумный срок, суд указал на «нераспорядительные и неэффективные действия органа предварительного следствия»

ОПРОС "АГ"

Как часто вам встречаются иностранные граждане в качестве представителей в российских судах?

Не встречал никогда
Встречал, но давно
Встречал 1-2 раза
Встречаю часто
Встречаю всегда

Подробнее
НОВОСТИ
•  17.11.2017
НЕДЕЛЯ «АГ»
Главные адвокатские новости, опубликованные на сайте в течение недели

•  17.11.2017
ОПУБЛИКОВАН ПОРЯДОК ТРАНСЛЯЦИИ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ урегулировал вопросы организации и проведения трансляции заседаний в судах

•  17.11.2017
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ОТВЯЗАНЫ ОТ МРОТ
Госдума приняла закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс, которые затрагивают в том числе адвокатов

•  17.11.2017
ПРОСЬБА К СУДУ НЕ ПРЕРЫВАТЬ АДВОКАТА
Сахалинская адвокатская палата обратилась к судейскому корпусу с просьбой не прерывать выступления адвокатов

•  17.11.2017
МВД ВЫПЛАТИТ ДОЛГИ АДВОКАТАМ
Адвокаты АП Свердловской области возобновили участие в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателей и следователей областного УМВД

Другие новости
ОБЪЯВЛЕНИЯ
•  МОДЕРНИЗАЦИЯ РЫНКА ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
7 декабря 2017 г. в Москве состоится конференция «Модернизация рынка оказания квалифицированной юридической помощи: приоритетные направления реформы»

•  ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ АДВОКАТА С ДОВЕРИТЕЛЕМ
6 декабря 2017 г. в Москве состоится открытая дискуссия «Основные этические принципы во взаимоотношениях адвоката с доверителем (подзащитным). Доверие и эффективность: как этого добиться»

•  КОНФЕРЕНЦИЯ НАПКА
16 ноября 2017 г. в Москве НАПКА организует «Конференцию НАПКА Осень-2017»

•  IV ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ СТРАН БРИКС
С 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве пройдет IV Юридический форум стран БРИКС

•  МОЛОДЫЕ ЮРИСТЫ РОССИИ – 2017
2–3 декабря в Москве пройдет IV Международный образовательный форум «Молодые юристы России – 2017»

•  РАБОТА АДВОКАТА В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
C 1 декабря 2017 г. по 17 февраля 2018 г. на базе Школы адвоката АП Ставропольского края пройдет Всероссийский очно-дистанционный курс

•  ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
С 22 ноября 2017 г. по 16 февраля 2018 г. будет проведен курс «Семейное право и права человека. Международные стандарты защиты прав ребенка и взрослого»

Другие объявления

© 2007—2017 «Новая адвокатская газета»
Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную
для пользователей до 16 лет.