На сайте размещены только некоторые материалы "АГ".
Полную версию газеты можно получить, подписавшись на нее.
  Н О В А Я   А Д В О К А Т С К А Я   Г А З Е Т А  
ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ РФ
twitter facebook vkontakte RSS telegram
СВЕЖИЙ НОМЕР

Читайте № 24 за 2017 г.
ПЕЧАТНАЯ "АГ"
Рубрики
Подшивка
Архив
ADVGAZETA.RU
Выбор редакции
Разделы и отрасли права
Интервью
Блоги
Все записи
Разделы и отрасли права
Блогеры
Стать блогером
Новости
Правовое просвещение
Казусы из практики
Объявления
Ежедневная рассылка
Фоторепортажи
СОТРУДНИЧЕСТВО
О нас
Авторам
Партнеры
Реклама
КОНТАКТЫ

Адрес редакции:

119002, г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43

Тел.: (495) 787-28-35
Тел./факс: (495) 787-28-36

E-mail:
advgazeta@mail.ru

Блоги

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР ПРИДЕТ НА ПОМОЩЬ

Адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ»

Бушманов Игорь

2017-07-19


Лицо, наделенное специальными полномочиями, в которых совмещаются функции расследования, надзора и контроля, должно рано или поздно появиться

Обет молчания
Любое публичное обвинение высшего должностного лица в причастности к совершению тяжких и особо тяжких преступлений, тем более чиновников высокого уровня, – это прямой укор власти, требующий обоснованного ответа со стороны представителей государства.

В противном случае последствия «замалчивания» могут быть не только непредсказуемыми, но и породить недоверие к власти и ее институтам.

Общество должно быть уверено в кристальной чистоплотности должностных лиц, которым доверены особые властные полномочия. Любые сомнения по этому поводу должны быть незамедлительно проверены, подозрения и домыслы – развеяны.

В соответствии со ст. 144–145 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, вынести по нему решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела. В последнем случае необходимо также рассмотреть вопрос о наличии в действиях заявителей (если таковые появятся) признаков заведомо ложного доноса, соединенного с искусственным созданием доказательств обвинения (ч. 3 ст. 306 УК РФ), или клеветы, содержащейся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в средствах массовой информации, соединенной с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 5 ст. 128.1 УК РФ).

Однако в последнее время наблюдается весьма странная реакция на публичные сообщения, связанные с обвинениями в лоббизме и коррупции высших должностных лиц: СК России – принял «обет молчания», несмотря на то, что проверка таких сообщений является не правом, а его прямой обязанностью. Прокуратура также не реагирует.

Возможная проблема
Мало кто догадывается, что под институты нашей власти уже заложена «мина  замедленного действия». И она обязательно взорвется, если не будет своевременной законной реакции на подобные сообщения о преступлении. Не исключено, что будут задействованы некоторые внешние юридические механизмы, могущие нанести вред престижу и интересам Российской Федерации.

В 2006 г. Россия ратифицировала Конвенцию о борьбе с коррупцией, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. В нее включены ст. 15–21, которые касаются коррупции высших должностных лиц государств, присоединившихся к Конвенции. А в ст. 42–44 говорится о том, что государства на своей территории и в рамках своих полномочий обязаны принять меры к пресечению фактов коррупции высших должностных лиц, а также через свои правоохранительные структуры – реагировать на любые сообщения о подобных фактах.

В истории имели место ситуации, когда под давлением международных организаций, контролирующих действие указанной Конвенции, ряд стран, в том числе Россия, были вынуждены проводить проверки в отношении фактов коррупции высших должностных лиц.

В Конвенции содержится положение о том, что если страна – участница Конвенции уклоняется от исполнения обязанностей, предусмотренных ст. 42–44 Конвенции, никак не реагирует на сообщения о коррупции высших должностных лиц, а это приравнивается к укрывательству тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений, то международные организации, уполномоченные следить за соблюдением данной Конвенции, могут наложить санкции на соответствующих высших должностных лиц этих государств, вплоть до ареста данных лиц, а также их счетов и имущества, находящихся на территории третьих стран.

Если власти и правоохранительные органы России не инициируют проведение по фактам публичных обвинений доследственных проверок или, при наличии оснований,   возбуждение уголовных дел о коррупции и злоупотреблениях либо о клевете, то автоматически нарушают вышеуказанную Конвенцию со всеми вытекающими отсюда негативными для страны последствиями.

Это означает, например, что в случае утраты высшим должностным лицом дипломатической неприкосновенности его последующая поездка за рубеж может завершиться для него негативно. Достаточно сделать там покупку, даже мелкую, и такой покупатель как частное лицо может быть задержан местными правоохранителями, поскольку каждая из стран – участниц Конвенции против того, чтобы коррупционные доходы тратились на ее территории.

Что делать?
В этой связи показателен недавний уникальный случай с экс-президентом Южной Кореи Пак Кын Хе, которая была заподозрена в лоббизме, коррупции и передаче секретной информации своей подруге. Она была подвергнута импичменту, а затем заключена под стражу и привлечена в качестве обвиняемой.

При этом расследованием дела занялся уполномоченный партиями и новым президентом специальный прокурор.

Полагаю, что и в нашей стране должен появиться институт независимого специального прокурора для борьбы с теми, кто «мешает торжеству справедливости». Так, во всяком случае, недавно обозначил задачу этого не существующего пока органа глава Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) М. Федотов, выступивший с соответствующим предложением на встрече с Президентом России. По его словам, «люди годами барахтаются в пустых отписках, не понимая, как можно не видеть очевидного». Для них «справедливость важнее формальностей». И кто-то должен, как он выразился, «дернуть стоп-кран, чтобы чехарда несправедливости остановилась». А сегодня, считает глава СПЧ, это сделать некому.

Президент РФ В.В. Путин, в свою очередь, заявил, что готов рассмотреть идею о введении в стране института независимого прокурора. Но для начала, отметил он, необходимо «понять, что это такое». И как оно впишется в общую правовую систему.

Актуальные вопросы о целесообразности введения такого «особого института», наряду с расширением полномочий органов прокуратуры, были подняты мной в июне с.г. на страницах «АГ». Они нашли различные отклики у профессионалов.

Насколько для нашей страны актуально это предложение и к каким последствиям оно может привести? Ведь даже в США, где институт независимого прокурора зародился и эффективно функционировал почти четверть века, он в конце концов был почти ликвидирован после расследования известного скандала между бывшим президентом Клинтоном и его фавориткой Левински. Новый президент США Д. Трамп в ходе своей предвыборной президентской кампании заявлял о назначении специального прокурора для уголовного преследования своей соперницы Х. Клинтон. Но это была скорее часть его предвыборной стратегии.
 
А сейчас мы с большим интересом наблюдаем, как новый квалифицированный специальный прокурор Роберт Мюллер ведет расследование уже в отношении самого Трампа, связанное с его предвыборной борьбой. И Трамп, несмотря на его полномочия и заявления о том, что он может уволить Мюллера, это до сих пор не сделал. Интересно, к каким выводам Мюллер придет по окончании своего действительно независимого расследования?

Немного из новейшей истории США
Институт независимых прокуроров впервые появился в США более 30 лет назад. Он был создан после «уотергейтского скандала», в котором был замешан президент страны Р. Никсон. Летом 1974 г. Никсон ушел в отставку, а спустя четыре года нововведение было юридически оформлено специальным законом. В период его действия сменились 17 прокуроров. В 1999 г. Конгресс США отказался продлить срок действия закона о независимых прокурорах, так как «изыскания» специального прокурора К. Стара о  нашумевших личных отношениях Клинтона и Левински наглядно продемонстрировали, насколько далеко и «глубоко» можно зайти во вмешательстве в частную жизнь официального лица. После этого в США независимыми расследованиями занимались в основном различные парламентские комиссии.
 
В начале нынешнего года по сетям прошла информация о том, что в генеральной прокуратуре США может появиться должность специального прокурора по России. Об этом заявил претендент на пост заместителя главы минюста США (заместителя генпрокурора) Р. Розенстайн. В ходе выступления на слушаниях в Сенате он пообещал, что в случае своего утверждения на должность проведет независимое расследование по делу о вмешательстве России в выборы президента США. В свою очередь, сенаторы поинтересовались, готов ли он учредить должность специального прокурора по этому делу, на что получили утвердительный ответ. Розенстайн был утвержден и сдержал данное им обещание. Таким специальным прокурором был назначен Роберт Мюллер, бывший руководитель ФБР США.

Институт независимого специального прокурора в России
В нашей стране идея создания института специального прокурора тоже неновая. Обсуждение важности и особенностей такого «трансформированного» прокурора активно велось более десятилетия назад, однако впоследствии плавно утихло.

Так, нечто подобное обсуждалось в Совете Федерации еще в 2005 г. И даже был предложен законопроект о коллегии уполномоченных прокуроров, независимых от всех органов исполнительной власти, которые получат право расследовать деятельность высших должностных лиц государства. Однако в Госдуме документ заблокировали. Повторно к нему попытались вернуться в 2011 г., но результат оказался тем же.

В каком варианте проект желает реанимировать глава СПЧ, пока не совсем понятно. К этому вопросу он больше не возвращался. Но в любом случае, как бы ни назывался данный институт юстиции, опираться в своей деятельности он должен только на закон, работать должен эффективно и, самое главное, независимо от бюрократического аппарата и властей (даже в вопросах финансирования).

Практика проведения относительно независимого расследования существует уже и у нас – правда, в «ручном» режиме. Многим профессионалам памятен случай длительного малоэффективного расследования дела «мебельной мафии», так называемое «Дело трех китов». Точку в нем смог поставить лишь специально направленный из региона в Генпрокуратуру следователь В. Лоскутов, которого лично знал и которому доверял Президент РФ.

Но в «ручном управлении» не всегда получается действовать быстро и объективно, даже в резонансных случаях, да и не нужно данный метод использовать на постоянной основе (хотя его эффективность не отрицаю и применение считаю порой целесообразным).

Именно поэтому «независимый следователь-арбитр» необходим в настоящее время. В частности, для участия в делах, в которых присутствует «конфликт ведомственных интересов» (например, «дело подмосковных прокуроров», уголовное дело в отношении сотрудников СК России и криминального авторитета Шакро).

Как явствует из событий последних лет, «неприкосновенных» у нас нет, и в принципе их не должно быть. Вопрос лишь в том, кто обеспечит законность, объективность, быстроту, квалифицированность и, самое главное, независимость в расследованиях.

Некоторые предложения по учреждению нового института
Образно говоря, новый институт – коллегия уполномоченных прокуроров или специальный прокурор – возможно, будет иметь эффект и авторитет Доктора Айболита.

Необходимо скрупулезно проработать закон о специальном прокуроре и понять, как конституционно вписать данную должность, будет ли она общественной или государственной, как и кем будет финансироваться, каким образом обеспечить максимальную независимость, безопасность, властность и исполнительность соответствующих полномочий. Главное – избежать бюрократизации и формализма, как это, к сожалению, происходит с институтом омбудсмена.

Специальному прокурору, избираемому из числа авторитетных представителей юридического общества (в том числе адвокатов, имеющих предшествующий достаточный опыт следственно-прокурорской работы), можно предоставить особые полномочия, обеспечивающие его полную служебную и юридическую независимость (с подчинением исключительно Президенту РФ), а также широкие права в проведении полномасштабных расследований по обстоятельствам, получившим особый резонанс в обществе, имеющим явную политическую окраску, а также в отношении высших должностных лиц страны.

Полагаю, что кандидатуру специального прокурора должен назначать Президент РФ по представлению сенаторов, а до этого – нижней палаты парламента. Право выдвигать кандидатуры надо предоставить Федеральному Собранию, председателю СПЧ, уполномоченным по правам человека и по защите прав предпринимателей, а возможно, и  ФПА РФ.

При этом специальный прокурор ни в коем случае не должен стать неким подобием омбудсменов, поскольку последние ориентированы на защиту прав массовых категорий граждан и всецело подчиняются Президенту РФ. Специальный прокурор должен быть максимально независим от первых лиц государства, исполнительной и судебной властей, спецслужб и правоохранительных органов (хотя возможности последних он может использовать при реализации своих задач).

В заключение…
Учитывая появление в последнее время некоторых инициаторов «частных независимых антикоррупционных расследований» и представленные ими на обозрение широкой публике «результаты», будоражащие общество и провоцирующие недоверие граждан к государству, его исполнительной и судебной властям, правоохранительным органам, создание подобного института специального расследования, как никогда, становится актуальным.

Рано или поздно, в том или ином виде такое лицо, наделенное специальными полномочиями, совмещающими функции независимого расследования, надзора и контроля, должно у нас появиться. Ибо для России еще долго будет актуальным двухсотлетнее высказывание историка Карамзина, когда его попросили в двух словах объяснить, что происходит на Руси. Карамзину и двух слов не понадобилось. «Воруют», – заявил он…

Положительный опыт функционирования независимых прокуроров в ряде зарубежных стран заслуживает пристального внимания и в принципе абсолютно нормален для демократической страны.

В этой связи адвокатской корпорации как заинтересованной организации нельзя оставаться в стороне. В надежде на то, что полномочия специального прокурора будут использованы исключительно для защиты прав и законных интересов граждан и организаций, необходимо также инициировать создание рассматриваемого юридического инструментария.

Хотя надо отдать должное: Конституция и законы у нас неплохие. Вопрос в их надлежащем соблюдении и неукоснительном исполнении, к чему необходимо всем стремиться. А надеяться на то, что придет независимый прокурор всея Руси и всех «вылечит», не стоит. Но такой «Доктор Айболит» сейчас, как никогда, необходим.

Закон должен всегда торжествовать! Беззаконие должно быть побеждено...


Другие публикации автора

ОСНОВНОЙ АРБИТР В ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ

О новом подходе к определению статуса прокуратуры и расширению полномочий надзорного ведомства

САМ СЕБЯ НЕ «ВЫСЕЧЕШЬ»…

В российском праве необходимо навсегда законодательно закрепить постулат о запрете судье «судить себя самого»

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ЗА ТЕКУЩИЙ ГОД

Судя по представленным на обозрение статистическим данным, лишь со статистикой у нас все в порядке

СЕНЬОРЫ И ВАССАЛЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Не только власть в широком ее понимании, но и сами представители судебной системы постоянно пытаются манипулировать судьями

ВАС ЗДЕСЬ НЕ СТОЯЛО

Через какие только «огни и воды» не приходится проходить, какие унижения терпеть, чтобы пробиться в СИЗО и посетить своих подзащитных

КОМПЕНСАЦИЯ В ЗАКОНЕ, НО НЕ НА ПРАКТИКЕ

Проблематика соблюдения разумных сроков уголовного судопроизводства уже длительное время остается основным «камнем преткновения» для всех его участников

МНЕНИЕ ЗАЩИТНИКА ИЗ-ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКИ, ИЛИ УДО НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Предлагаю вашему вниманию присланную мне бывшим адвокатом Всеволодом Назаровом из мест заключения заметку, написанную им уже после трех отказов в его условно-досрочном освобождении

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ «VIP-ПРАВОСУДИЕ», ИЛИ НЕИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ

Несмотря на громкие заявления с трибун обеих палат парламента, инициативы Президента РФ, председателя ВС РФ, судебная система, продолжает, к большому разочарованию, буквально «деградировать»

ВЫНОС ТЕЛА (АДВОКАТА) – ВРЕДЕН ДЛЯ ДЕЛА (ПРАВОСУДИЯ)

Практически любой адвокат может вспомнить массу примеров из собственной практики, свидетельствующих не только об обвинительном поведении судей, но и об игнорировании ими прав стороны защиты и требований законов

УДОСТОВЕРЕНИЕ АДВОКАТА: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Об истории трансформации адвокатского удостоверения и предложениях по его совершенствованию

ОПРОС "АГ"

Как часто вам встречаются иностранные граждане в качестве представителей в российских судах?

Не встречал никогда
Встречал, но давно
Встречал 1-2 раза
Встречаю часто
Встречаю всегда

Подробнее
НОВОСТИ
•  17.11.2017
НЕДЕЛЯ «АГ»
Главные адвокатские новости, опубликованные на сайте в течение недели

•  17.11.2017
ОПУБЛИКОВАН ПОРЯДОК ТРАНСЛЯЦИИ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ урегулировал вопросы организации и проведения трансляции заседаний в судах

•  17.11.2017
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ОТВЯЗАНЫ ОТ МРОТ
Госдума приняла закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс, которые затрагивают в том числе адвокатов

•  17.11.2017
ПРОСЬБА К СУДУ НЕ ПРЕРЫВАТЬ АДВОКАТА
Сахалинская адвокатская палата обратилась к судейскому корпусу с просьбой не прерывать выступления адвокатов

•  17.11.2017
МВД ВЫПЛАТИТ ДОЛГИ АДВОКАТАМ
Адвокаты АП Свердловской области возобновили участие в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателей и следователей областного УМВД

Другие новости
ОБЪЯВЛЕНИЯ
•  МОДЕРНИЗАЦИЯ РЫНКА ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
7 декабря 2017 г. в Москве состоится конференция «Модернизация рынка оказания квалифицированной юридической помощи: приоритетные направления реформы»

•  ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ АДВОКАТА С ДОВЕРИТЕЛЕМ
6 декабря 2017 г. в Москве состоится открытая дискуссия «Основные этические принципы во взаимоотношениях адвоката с доверителем (подзащитным). Доверие и эффективность: как этого добиться»

•  КОНФЕРЕНЦИЯ НАПКА
16 ноября 2017 г. в Москве НАПКА организует «Конференцию НАПКА Осень-2017»

•  IV ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ СТРАН БРИКС
С 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве пройдет IV Юридический форум стран БРИКС

•  МОЛОДЫЕ ЮРИСТЫ РОССИИ – 2017
2–3 декабря в Москве пройдет IV Международный образовательный форум «Молодые юристы России – 2017»

•  РАБОТА АДВОКАТА В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
C 1 декабря 2017 г. по 17 февраля 2018 г. на базе Школы адвоката АП Ставропольского края пройдет Всероссийский очно-дистанционный курс

•  ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
С 22 ноября 2017 г. по 16 февраля 2018 г. будет проведен курс «Семейное право и права человека. Международные стандарты защиты прав ребенка и взрослого»

Другие объявления

© 2007—2017 «Новая адвокатская газета»
Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную
для пользователей до 16 лет.