ПРИНУЖДЕНИЕ К РЕАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ НЕДОПУСТИМО
Адвокат не вправе отказаться от защиты, но подзащитный вправе отказаться от защитника
В № 3 (164) «АГ» за 2014 г. опубликована статья Г.М. Резника «Когда правомерен отказ от защиты». Автор отстаивает правильность позиции Совета АП г. Москвы, изложенной в Разъяснении от 19 апреля 2007 г. «Об основаниях прекращения участия адвоката-защитника в уголовном деле», и оспаривает критику этих Разъяснений, содержащуюся в Рекомендациях Экспертно-методической комиссии Совета ФПА РФ от 9 декабря 2013 г. (опубликовано в № 4 (42) «Вестника ФПА РФ» за 2013 г.).
В Разъяснениях и Рекомендациях рассматривается поведение адвоката-защитника в двух ситуациях: 1) когда его подзащитный заявил ходатайство об отказе от его помощи, а дознаватель, следователь или суд отказывает в удовлетворении этого ходатайства; 2) когда доверитель, заключивший с адвокатом соглашение на защиту в пользу третьего лица, расторгает это соглашение.
Позиция уважаемого мэтра Генри Марковича Резника изложена ярко, образно и на первый взгляд кажется убедительной. Однако она не вполне согласуется с действующими нормами закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и их конституционно-правовым толкованием.
Обязательное участие защитника и отказ от его помощи
Право обвиняемого (подозреваемого) (в дальнейшем обвиняемый и подозреваемый будут условно именоваться одним словом – обвиняемый) на защиту в уголовном судопроизводстве является одной из фундаментальных норм уголовно-процессуального законодательства, действовавшей задолго до принятия УПК РФ 2001 г. Это право реализуется в двух формах: защита, осуществляемая лично самим обвиняемым, и защита при помощи защитника.
УПК РСФСР 1960 г. предусматривал шесть случаев, когда участие защитника в процессе было обязательным и обеспечивалось должностными лицами, осуществлявшими производство по делу.
Конституция РФ (ст. 48) гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи и предоставляет каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления право пользоваться помощью адвоката (защитника).
Действующий УПК РФ, назначением которого является в том числе защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, в ст. 51 предусматривает восемь случаев обязательного участия защитника в уголовном судопроизводстве (в настоящей статье не рассматриваются случаи обязательного участия защитника в производстве о применении принудительных мер медицинского характера и в судебном разбирательстве в отсутствие подсудимого (п. 3.1 ч. 1 ст. 52 и ст. 438 УПК РФ)).
Следует отметить, что УПК РФ (п. 1 ч. 1 ст. 51) к обязательным случаям участия защитника относит все те случаи, когда обвиняемый не отказался от защитника в порядке, установленном ст. 52 УПК РФ. А поскольку не отказался, то по логике законодателя – это одно из оснований обязательного участия защитника. Следовательно, участие адвоката в процессе является обязательным до того момента, пока обвиняемый не отказался от его помощи.
Геннадий ШАРОВ,
вице-президент ФПА РФ, председатель Экспертно-методической комиссии Совета ФПА РФ
Полный текст статьи читайте в печатной версии "АГ" № 7 за 2014 г.