В Государственную Думу внесен законопроект, изменяющий пределы ответственности государства при переходе выморочного имущества
Эксперты разошлись в оценке законопроекта: по мнению одних, он противоречит основам наследственного права и принципу равноправия наследников, другие считают, что его принятие будет способствовать быстрому возвращению в хозяйственный оборот выбывших объектов, пополнению бюджета и декриминализирует рынок.
В Государственную Думу внесен
законопроект, которым предлагается дополнить ст. 1175 ГК РФ пунктом 1.1, согласно которому Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости выморочного имущества и за счет средств, полученных от его реализации или предоставления в возмездное пользование. Одновременно признается утратившим силу абз. 6 п. 2 ст. 1151 ГК РФ о включении жилого помещения, относящегося к выморочному имуществу, в жилой фонд социального использования.
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, в соответствии с действующими положениями ГК РФ при переходе выморочного имущества РФ субъекты РФ, муниципальные образования, выступая в гражданских правоотношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами, тем не менее не могут отказаться от наследования имущества и исполнения долговых обязательств наследодателя, в возникновении которых они не принимали участия.
Согласно п. 1 ст. 1175 ГК РФ каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Стоимость выморочного имущества определяется судами на основании судебных экспертиз, которые имеют ретроспективный характер, поскольку принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства, которым является день смерти наследодателя (ст. 1114, 1152 ГК РФ). Таким образом, стоимость выморочного имущества на день смерти наследодателя, установленная судом, и стоимость этого же имущества на день его фактической реализации не совпадают, что приводит к дополнительным расходам средств соответствующих бюджетов.
По мнению адвоката Московской КА «Центрюрсервис» Ильи Прокофьева, внесенный законопроект по своей сути противоречит основам наследственного права и принципу равноправия наследников, поскольку наделяет государство как наследника выморочного имущества особым статусом, специальными правами и обязанностями. Как отметил Илья Прокофьев, в случае принятия законопроекта неизбежно будут нарушены права кредиторов наследодателя, так как стоимость наследственного имущества зачастую бывает ниже размера долгов наследодателя.
Эксперт напомнил, что при принятии наследства наследники предусмотренных в ГК РФ очередей несут бремя кредитных обязательств наследодателя вне зависимости от стоимости полученного по наследству имущества. Данный принцип, подчеркнул Илья Прокофьев, должен сохраняться как основополагающий и распространяться в том числе на ситуации, когда право наследования переходит государству.
«Принятие предложенного законопроекта на практике вызовет массу трудностей как в части реализации выморочного имущества, которая будет крайне затянута по срокам, в том числе по причине нежелания покупателей приобретать имущество “с долгами”, так и в части роста количества невозвратных долгов для кредиторов», – считает эксперт.
Адвокат МКА «Вердиктъ» Сергей Смирнов, напротив, положительно оценил изменения в ст. 1175 ГК РФ. По его мнению, это позволит быстро возвращать в хозяйственный оборот выбывшие объекты и декриминализирует рынок. «Наконец-то у муниципальных властей появится стимул оформлять бесхозное имущество, за счет которого будет пополняться бюджет и будут решаться другие задачи», – считает эксперт.
Изменение объема ответственности наследника перед кредиторами в размере фактически полученных от реализации выморочного имущества денежных средств, по мнению Сергея Смирнова, является здравым предложением при условии публичной реализации данного имущества через торги. При этом, подчеркнул эксперт, механизм торгов должен быть прост и понятен, а в случае уменьшения цены имущества более чем на 25% от кадастровой стоимости данные сделки должны проходить через контроль незаинтересованных лиц. Целесообразно предусмотреть порядок признания сделки оспоримой, а вырученные от реализации выморочного имущества деньги направлять на поддержку социально незащищенных слоев населения и улучшение их жилищных условий.
Светлана Рогоцкая