В Госдуму внесены сразу четыре законопроекта, усиливающие ответственность за коррупцию
Адвокаты указали на низкий уровень юридической техники и продуманности поправок, предположив, что они направлены лишь на самопиар депутатов. Между тем при принятии предложенных изменений авторы инициативы могут сами стать субъектами привлечения к уголовной ответственности, добавили эксперты.
24 апреля в Госдуме был зарегистрирован пакет законопроектов, направленных на усиление ответственности для коррупционеров.
Первым
проектом закона предлагается внести в УК РФ новый состав преступления – «Незаконное обогащение», определяемого как значительное превышение стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов. Такие действия предлагается наказывать штрафом в размере до пятикратной суммы незаконного обогащения с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного до трех лет либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере не менее одной второй суммы незаконного обогащения.
Законопроектом также вводятся и систематизируются отдельные нормы законодательства о борьбе с коррупцией: вводится обязанность для должностных лиц по предоставлению сведений о доходах и расходах своих совершеннолетних детей; определяются конкретные виды имущества, в отношении которых необходимо предоставлять соответствующие сведения; устанавливается обязанность бывших должностных лиц по предоставлению сведений о своих доходах и расходах в течение последующих трех лет после увольнения с должности и другие.
Второй
проект вносит корреспондирующие поправки в Закон о противодействии коррупции и КоАП РФ в части введения понятия незаконного обогащения и иных мер, направленных на противодействие коррупции.
Третьим документом предлагается изменить ст. 73 УК РФ в части отмены применения условного осуждения к лицам, совершившим коррупционные преступления. В частности, устанавливается перечень преступлений, за которые не будет назначаться условное осуждение. Например, в него вошли: получение взятки, служебный подлог, незаконная выдача паспорта гражданина РФ, превышение должностных полномочий и др.
Наконец,
четвертый законопроект предлагает изменить ст. 78 УК РФ в части неприменения сроков давности к лицам, совершившим коррупционные преступления определенной категории, среди которых коммерческий подкуп, злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств, нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов и др.
Проанализировав для «АГ» рассматриваемый пакет проектов, эксперты указали, что он носит ярко выраженную популистскую направленность.
Адвокат АБ «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры» Андрей Гривцов считает, что предлагаемые законопроекты направлены не на реальное улучшение правовой системы страны, а на пиар авторов, которые желают повысить собственную популярность на столь модной ныне теме борьбы с коррупцией.
«В данном случае предлагается жесточайшим образом карать лиц, осужденных за так называемые коррупционные преступления. Однако не стоит забывать, как именно сейчас расследуются такие дела, когда попираются любые принципы справедливой оценки доказательств, а зачастую лица обвиняются в коррупционных преступлениях безо всяких доказательств или вовсе по заказу», – пояснил он.
Что касается введения уголовной ответственности за «незаконное обогащение», то в данном случае, по мнению адвоката, предлагается попрать принцип вины, когда, исходя из диспозиции предлагаемой нормы, достаточно будет установить факт несоответствия активов и доходов лиц без установления факта совершения виновных действий (бездействий) со стороны субъекта преступления.
«Остается пожелать авторам законопроекта самим в дальнейшем не стать субъектом привлечения к уголовной ответственности по предлагаемой норме. Практика показывает, что в настоящее время подобные печальные перспективы имеются практически у любого должностного лица в России, вне зависимости от его виновности и наличия в деле каких-либо доказательств», – заключил эксперт.
Управляющий партнер АБ ЕМПП Сергей Егоров указал на то, что используемая в документах юридическая техника и степень продуманности поправок оставляют желать лучшего.
По его словам, под «незаконным обогащением» в законопроекте понимается «значительное превышение стоимости активов должностного лица над размером законных доходов такого лица». При этом непонятно, за какие конкретные действия или бездействия предполагается наказывать по данной статье. Как быть в случае законного превышения стоимости активов над законным размером доходов и т.д.
Запрет условного лишения свободы по коррупционным преступлениям представляется частной мерой, выдернутой из контекста Уголовного кодекса РФ. Это влечет возникновение дисбаланса в УК РФ и, как следствие, нарушение принципа справедливости и соразмерности наказания. Ведь по другим, более тяжким составам преступлений возможность условного лишения свободы сохраняется, пояснил адвокат.
«Неприменение сроков давности за совершение коррупционных деяний ставит их общественную опасность вровень с преступлениями против мира и безопасности населения. Полагаю, это уже явный перебор. Такая оценка общественной опасности коррупционных деяний возможна только с эмоциональной точки зрения», – считает Сергей Егоров.
В целом, добавил он, в пояснительных записках к законопроектам не приводится сколько-нибудь существенных доводов о том, каким образом предлагаемое ужесточение уголовной ответственности скажется на уменьшении уровня коррупции и почему уже имеющиеся правовые механизмы не работают эффективно.
Олег Баранов