О КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Предложенные Минюстом меры могут повысить качество оказания юридической помощи, однако некоторые из них носят неоднозначный характер
24 октября Министерство юстиции РФ опубликовало обновленный проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, обсуждение и разработка которого продолжались последние несколько лет.
Текст проекта позволяет определить намеченный ведомством курс реформирования рынка оказания юридической помощи в России, взглянуть на первостепенные цели и задачи необходимых преобразований, а также изучить зарубежный опыт регулирования этой сферы.
Основой проекта Концепции является идея наделения адвокатуры исключительным правом на оказание юридической помощи (необходимо отметить, что предлагаемое реформирование не коснется корпоративных юристов, патентных поверенных, нотариусов, аудиторов и государственных служащих). Такие планы Министерства юстиции РФ не могут не вызывать дискуссии в юридическом сообществе, поскольку грядущие преобразования носят неоднозначный характер.
С одной стороны, введение подобных мер может повысить качество оказания юридической помощи.
Современное юридическое сообщество представлено не только компетентными лицами в области права, но и теми, кто оказывает юридическую помощь низкого качества, зачастую непрофессионально и недобросовестно. Учитывая, что право на получение квалифицированной юридической помощи является одним из основополагающих прав человека и гражданина, подобная обстановка на юридическом рынке является серьезным препятствием в обеспечении конституционного права граждан на получение такой помощи.
Сложившаяся ситуация во многом вызвана тем, что в российском законодательстве не закреплен механизм контроля качества предоставляемой юридической помощи. На сегодняшний день такой механизм существует только в адвокатуре: члены корпорации обязаны строго подчиняться нормам профессиональной этики, за нарушение которых они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности вплоть до лишения статуса.
Кроме того, процедура приобретения адвокатского статуса устанавливает квалификационные требования к кандидатам и предполагает сдачу экзамена. Адвокат также обязан на постоянной основе повышать свою профессиональную квалификацию.
Проектом Концепции предусматривается введение специализации адвокатов и избрание ими конкретной отрасли права в качестве своей основной практики. Подтверждением качества работы в этом случае будет являться «Сертификат специализированного адвоката». Реализация такого разграничения играет очень важную роль, поскольку для юристов, имеющих богатый юридический опыт, например, в гражданском праве, переход к уголовной практике будет затруднительным. При этом можно рассчитывать, что узкоспециализированный специалист будет обладать всеми необходимыми знаниями и навыками для оказания качественной юридической помощи именно в своей профессиональной области.
Все это может привести к росту уровня качества оказываемой юридической помощи.
Однако у идей, предложенных в проекте Концепции, есть и другая сторона. Существование на рынке профессиональной юридической помощи «неквалифицированных специалистов» оказывает влияние на стоимость юридических услуг. Такие специалисты зачастую предоставляют юридическую помощь низкого качества и в целях привлечения клиентов снижают стоимость своих услуг, что отражается на общей ценовой политике в сфере оказания юридической помощи. Исходя из этого, можно сделать предположение, что в результате исключения некомпетентных участников рынка ценник на услуги профессионалов значительно возрастет, что скажется на доступности квалифицированной юридической помощи для населения – в особенности для социально уязвимых групп.
Вызывает вопросы предлагаемая проектом Концепции «фильтрация» специалистов в области права путем сдачи квалификационных экзаменов на получение статуса адвоката, которые будут приниматься определенными комиссиями. Возможно, объемность и сложность экзаменов могут повлечь за собой случаи незаконного обхода установленных барьеров некомпетентными специалистами, не сдавшими такие экзамены, в целях получения желаемого статуса.
Кроме того, положения проекта Концепции в негативной форме затрагивают интересы определенного круга лиц в юридическом сообществе. Так, например, получение «новоиспеченными юристами» статуса адвоката будет являться не таким простым делом: молодой юрист, только что получивший образование по специальности «юриспруденция» и не обладающий юридическим стажем, необходимым для приобретения статуса адвоката, не будет иметь возможности работать судебным представителем. Такая ситуация может затронуть базовые конституционные права граждан в сфере свободного распоряжения своими способностями к труду, выбора рода деятельности и профессии.
Принятие проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи вызвано необходимостью повышения уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, однако положения представленного документа не в полной мере позволяют оценить перспективы изменения качества и доступности квалифицированной юридической помощи в России путем введения предлагаемых мер.
|