ОТКРОВЕНИЯ ПРО ОТКРЫТИЕ
 |
Вице-президент Адвокатской палаты Москвы, заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов
Клювгант Вадим
2017-10-13
|
«Открытие юридического года» в Лондоне было пронизано атмосферой единства и сплоченности судейского и адвокатского сообществ как неотъемлемых частей единого целого
Казалось бы, ничего особенного, рутинный ход времени: наступила осень, а вместе с ней и новый деловой сезон. В том числе юридический. Но есть, оказывается, у людей нашей профессии и совсем другой взгляд.
Такой урок мне посчастливилось извлечь благодаря участию в 52-м ежегодном мероприятии «Открытие юридического года», на днях состоявшемся в Лондоне под покровительством и с участием Лорда-канцлера – Министра юстиции (Lord Chancellor and Secretary of State for Justice) Дэвида Лидингтона и Лорда – Главы судебной власти (Lord Chief Justice) Йана Барнетта. Организаторами традиционно выступили Юридическое общество (The Law Society) и Совет барристеров (The Bar Council) Англии и Уэльса. Надо сказать, что, несмотря на 52-й порядковый номер, отражающий количество состоявшихся аналогичных мероприятий, традиция торжественного ежегодного приема судей, адвокатов и других юристов лордом-канцлером восходит к XVII в. А в XIX в. она была дополнена торжественной службой в Вестминстерском аббатстве.
В торжественной церемонии участвовали судьи Верховного и иных британских судов, барристеры и другие представители профессионального сообщества страны. Все в мантиях, очень статные и торжественные. Почетными гостями были высокопоставленные представители международных юридических организаций, адвокатских сообществ более чем 30 стран, а также крупнейших европейских столиц – Лондона, Парижа, Брюсселя и Москвы (последнее обстоятельство – приглашение, наряду с Федеральной палатой адвокатов РФ, которую представлял Андрей Сучков, Адвокатской палаты Москвы, которую имел честь представлять автор этих строк, было, не скрою, особенно почетно и приятно).
Не будет преувеличением сказать, что это был больше чем праздник. Это был парад профессии и людей, одухотворенных служением ей. Парад самого высокого авторитета в британском обществе ценностей Права и Правосудия, почтительного уважения к ним и к тем, кто им служит. Декан Вестминстерского аббатства Джон Холл посвятил этим ценностям и этим людям проникновенную проповедь, ему вторили и другие священнослужители, и названные высшие руководители исполнительной и судебной власти.
Еще одна важная черта, характерная для атмосферы этого торжества, – единство и сплоченность судейского и адвокатского сообществ как неотъемлемых частей единого целого, неподдельное взаимное уважение и доверие между ними. Об этом же говорит и другое обстоятельство: программа мероприятия началась накануне торжественной церемонии с дискуссии лидеров адвокатского сообщества на тему «Высшие суды под перекрестным огнем: что могут сделать юристы-профессионалы для поддержки независимого правосудия?». И это был действительно высокопрофессиональный и очень откровенный разговор об угрозах для правосудия, в том числе со стороны политиков – популистов и прочих политиканов. И о роли адвокатуры, ее взаимоотношениях с судом, будь то в Великобритании, Германии, Польше, США или Нигерии.
Потом было еще много содержательных обсуждений за столом и в кулуарах. Одно из них было посвящено регулированию юридической профессии, в первую очередь – судебного представительства, в странах СНГ. Выяснилось, что самое «свободно-либеральное», а попросту – безответственно-никакое, регулирование у нас, в России. В том числе в сравнении с другими государствами СНГ, взять хоть Кыргызстан, хоть Украину. Британские же коллеги и вовсе не могли взять в толк: как же это может быть, что никто не будет отвечать перед доверителем за некачественное оказание юридической помощи, повлекшее нарушение его прав и законных интересов, если оказывал эту помощь не адвокат, а кто-то «вольноопределяющийся», не связанный никакими профессиональными требованиями, в том числе этическими. Это я к тому, что можно и дальше рассказывать про «особый российский путь», но жизнь все расставляет по местам вполне убедительно…
Ну и наконец: привет «ура-патриотам» и «бойцам пропагандистского фронта», беспрестанно камлающим о «России в кольце врагов» и о том, как нас все «там» не любят, обижают, презирают и только и знают, что козни строить. Ничего, кроме живого интереса, искреннего уважения и желания общаться и сотрудничать на равных, за все время участия в этом крупном и статусно-представительном мероприятии и на его «полях» обнаружено не было. Да и неоткуда взяться другому, когда люди делом заняты и о деле общаются и беспокоятся.
| ЕСТЬ ЛИ КОНЕЦ У ТОННЕЛЯ?
Об инициативах СПЧ по воссозданию судебной власти ФИГУРЫ УМОЛЧАНИЯ КАК РИСК ПРОИЗВОЛА
Проект постановления Пленума ВС о приговоре: некоторые соображения в связи с доработкой
ВЕРХОВНО-КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРИТВОРСТВО?
Правовые позиции высших судов – не сделки. Никто не может назвать их ничтожными и применить к ним последствия недействительности. Но означает ли это, что в них не бывает признаков притворства?
АДВОКАТСКАЯ ЭТИКА В ИНТЕРНЕТЕ
Поведение адвоката в социальных сетях как форма его публичной активности должно отвечать всем тем же требованиям, что и любая другая публичная активность адвоката
О СТРОГИХ ЭТИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЯХ
Поведение адвоката в социальных сетях, как форма его публичной активности, должно отвечать всем тем же требованиям, что и любая другая публичная активность адвоката
НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ О ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ И О СУДЕ ПРИСЯЖНЫХ
Оптимальная численность коллегии присяжных, наверное, может быть предметом разумной экспертной дискуссии. Именно экспертной, потому что данный вопрос не может решаться на уровне «много-мало»
НАГРУДНЫЙ ЗНАК АДВОКАТА – ДОБРАЯ ТРАДИЦИЯ
Если помнить и ценить лучшее из прошлого, то не надо будет истерить про «скрепы» и «особый путь». Добрые традиции – великая сила. На них многое держится. Нагрудный знак адвоката – из их числа
ПЕРИПЕТИИ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ
Ряд идей по совершенствованию работы российских судов, предложенных общественности для обсуждения, вызывают оптимизм, однако важно, как именно они будут реализованы
|