Если иностранная организация уже осуществляет деятельность в России и зарегистрирована в установленном порядке, почему она, согласно недавно внесенному в Госдуму законопроекту, должна будет получать аккредитацию в общественной организации?
На прошлой неделе в Государственную Думу был внесен
проект федерального закона «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты». В соответствии с инициативой предполагается, что представителями в российских судах смогут быть:
1) российские или иностранные граждане, (i) имеющие российское высшее юридическое образование или (ii) российскую ученую степень по юридической специальности либо (iii) имеющие иностранное юридическое образование и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют высшее юридическое образование, определяемую Правительством Российской Федерации;
2) российские организации;
3) иностранные организации, имеющие аккредитацию при общественной организации;
4) законные представители.
Согласно тексту проекта для непосредственного участия в судопроизводстве российские и иностранные организации могут направлять только граждан, указанных в вышеуказанном п. 1. Соответствующие изменения предполагается внести в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ. Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 июля 2018 г.
При этом в пояснительной записке к инициативе указывается, что принятие законопроекта является необходимым для обеспечения надлежащего качества получаемых гражданами и организациями услуг по представительству в судах.
Отмечу, что необходимость регулирования юридической профессии, включая вопросы о том, кто вправе выступать в качестве представителей в суде, не подлежит сомнению. На данный момент никаких требований к квалификации лиц, оказывающих юридические услуги и выступающих представителями, за редкими исключениями, не установлено, и дискуссия о том, как регулировать юридическую профессию, идет уже достаточно давно. Но напомню, что Министерством юстиции РФ была разработана концепция регулирования рынка квалифицированной юридической помощи, которая к тому же обсуждалась с участниками различных сегментов рынка юридических услуг. При этом в качестве основного рассматривался вопрос регулирования на базе адвокатуры.
В связи с этим неясно, как предложенный законопроект соотносится с концепцией Минюста и что это будет за общественная организация, на которую будут возложены функции аккредитования, а также какие требования будут предъявляться при аккредитации.
Кроме того, совершенно непонятно, почему российские организации не должны получать аккредитацию, а иностранные должны, ведь и те и другие вправе направлять в суд только граждан, имеющих российское юридическое образование или степень либо сдавших экзамены.
Если иностранная организация уже осуществляет деятельность в России, например через филиал, и зарегистрирована в установленном порядке, почему она дополнительно должна получать аккредитацию в общественной организации? Такое требование можно оценить как дискриминационное, и оно вполне может быть использовано в недобросовестных целях, в частности как инструмент нездоровой конкурентной борьбы.
Наконец, непонятно, в чем необходимость отдельной аккредитации организаций, когда представителями в суде, в соответствии с законопроектом, в любом случае будут физические лица, которые должны обладать необходимой квалификацией. Следовательно, к качеству оказываемых услуг такое требование не имеет никакого отношения.