ПОД ЗАЩИТОЙ ГОСУДАРСТВА
 |
Управляющий партнер АК «Бородин и Партнеры», член Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам, советник ФПА РФ
Бородин Сергей
2015-05-29
|
Представлен законопроект «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов со стороны должностных лиц, действия (бездействие) которых обжалуются»
Документ был разработан в соответствии с национальным планом противодействия коррупции на 2014–2015 годы. Законопроект предусматривает обеспечение защиты лиц, сообщивших о незаконной деятельности внутри государственных органов, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, госучреждений и предприятий, частных предприятий, общественных организаций от любых негативных последствий (в частности, от ущемления их прав и законных интересов, связанных с таким сообщением). Для эффективной защиты служащих и работников, сообщающих о коррупционных правонарушениях, планируется применять комплекс мер, включая: обеспечение конфиденциальности сведений, бесплатную юридическую помощь, защиту от неправомерного увольнения и иных ущемлений прав и законных интересов в рамках исполнения должностных обязанностей.
На данный момент законопроект прошел нулевые чтения в Общественной палате Российской Федерации и, по мнению экспертов, нуждается в доработке.
Стоит отметить, что в названии проекта закона и далее говорится о коррупционных правонарушениях. В связи с этим необходимо определить терминологически, что является коррупционным правонарушением. Федеральный закон «О противодействии коррупции» содержит понятие «коррупция». В Уголовном кодексе РФ перечислены только составы преступлений, в КоАП РФ – составы правонарушений. Таким образом, отсутствует официально установленный перечень преступлений и административных правонарушений коррупционной направленности, что порождает неопределенность, так как определение коррупции представляет собой открытый (неоконченный) перечень преступлений.
В законопроекте отсутствуют как понятие коррупционного административного правонарушения, так и статьи, определяющие составы таких правонарушений, и санкции за их совершение.
Также стоит отметить, что в России существует только обязанность лица сообщать о фактах коррупции, когда его непосредственно склоняют к совершению коррупционных действий. Обязанности сообщать о ставших известными фактах коррупции в отношении других лиц нет. Кроме того, трудовое законодательство слабо защищает сотрудника, который может заявить о таких фактах. КоАП РФ также не содержит санкций для организации в связи с применением негативных мер к сотруднику, сообщившему о факте коррупции. В связи с этим в проекте указанного закона необходимо установить санкции за применение негативных мер к лицу, сообщившему о факте коррупции, или сделать отсылку на виды ответственности.
Также проект определяет круг лиц, которым предоставляется защита: само лицо, которому предоставляется защита, его родственники и близкие. Однако вместе с тем ст. 14 проекта ФЗ предусматривает, что лицо, самостоятельно определяет круг лиц, относящихся к числу его родственников и близких, в целях защиты их прав и законных интересов в связи с сообщением о коррупционном правонарушении. Это является необоснованно размытым правом, ведущим к злоупотреблениям.
В проекте дублируются защитительные механизмы, применяемые в сфере уголовного судопроизводства.
На мой взгляд, законопроект необходимо дополнить положением о том, что лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие борьбе с коррупцией, находится под защитой государства, а сведения об этом лице являются государственной тайной и представляются только по запросам суда в порядке, установленном законом. Разглашение этих сведений влечет ответственность, установленную законом.
Кроме того, хочу обратить внимание, что бесплатная юридическая помощь как мера защиты лица, сообщившего о коррупционном преступлении, в том виде, в котором она существует в настоящее время, может оказаться неэффективной. В целях усиления гарантий защиты физлица целесообразно внести изменения в Федеральный закон № 324 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и предоставить оказание юридической помощи лицу, сообщившему о коррупционном правонарушении, только адвокатам.
| РАСШИРИТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НЕДОПУСТИМО
Мнение относительно оснований применения п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ ДОВЕРИТЕЛЕЙ
При определении своей позиции адвокат не должен учитывать «медицинский» фактор доверителя, имеющего психическое расстройство
КС РАСШИРИЛ ВОЗМОЖНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
«Свежее» постановление Конституционного Суда РФ о взыскании налоговых вычетов (даже если они получены по причине добросовестного заблуждения) может иметь различные последствия для правоприменительной практики
ЯВНАЯ ДИСПРОПОРЦИЯ
Общее число лиц, вышедших из здания суда «незапятнанными», не превышает 2%
СУЩЕСТВЕННЫЕ НЕДОСТАТКИ
Порядок предоставления следственными органами возможности копирования изъятых документов нуждается в регулировании, однако предложенный проект такого порядка содержит много спорных положений
НЕОДНОЗНАЧНАЯ МЕРА
Сомнительно, что усиление ответственности силовиков за давление на бизнес позволит существенно изменить ситуацию в данной сфере
СЕМНАДЦАТАЯ, «РЕПУТАЦИОННАЯ»
Текущая редакция ст. 17 КПЭА нуждается либо в официальном толковании, либо в дополнении
НАВЕСТИ ПОРЯДОК
Необходима качественная и социально полезная ревизия составов уголовных преступлений и разумная декриминализация некоторых из них
ОТКЛОНИТЬСЯ ОТ РЕПРЕССИВНОГО МЕХАНИЗМА
Решение о расширении оснований прекращения уголовных дел за преступления в сфере экономической деятельности продиктовано современными реалиями и насущной необходимостью
ЗА ЧТО БОРЮТСЯ ФРАНЦУЗСКИЕ АДВОКАТЫ?
Французские адвокаты объявили забастовку в ответ на решение властей переложить бремя финансирования бесплатной юридической помощи населению на адвокатуру
ЭТИКА ФРАНЦУЗСКИХ АДВОКАТОВ
В последнее время в профессиональном сообществе все чаще поднимаются вопросы корпоративной дисциплины и этики адвокатов. В данном контексте может быть полезно изучение зарубежного опыта
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Уходят в прошлое времена, когда защитники были безгласными статистами. Как показывает следственная и судебная практика последнего десятилетия, в уголовной защите произошли качественные изменения.
|