Являясь противником любого вмешательства государства в деятельность адвокатуры, должен отметить, что у государства есть не только право, но и обязанность требовать от нас принятия мер по повышению качества нашей работы
Среди доводов, прозвучавших 9 декабря на конференции
«Адвокатура. Государство. Общество» в пользу принятия
Стандарта участия адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве, наиболее значимыми считаю следующие:
– существующие проблемы с качеством уголовной защиты по назначению;
– предусмотренная Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре необходимость разработки указанного Стандарта;
– предложение Минюста России по проекту Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи в части установления стандартов профессиональной юридической помощи и других стандартов адвокатской деятельности.
Если рассмотреть взаимосвязь задач, стоящих перед институтом российской адвокатуры в части принятия Стандарта, – это законодательно поставленная цель повышения качества юридической помощи, и прежде всего оказываемой адвокатами за счет государства.
Являясь противником любого вмешательства государства в деятельность важнейшего института гражданского общества – адвокатуры, должен отметить, что у государства есть не только право, но и обязанность требовать от нас принятия мер по повышению качества нашей работы.
Прежде всего эта обязанность государства закреплена в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно.
К тому же, как обоснованно отметил в своем выступлении на конференции член Совета ФПА РФ, президент АП Орловской области Сергей Мальфанов, необходимость принятия стандартов нашей деятельности предусмотрена международно-правовыми актами, в числе прочих Основными положениями ООН о роли адвокатов.
Более того, осмысливая для себя итоги конференции, вспомнил конкретные решения ЕСПЧ, опубликованные юрисконсультом Суда Микеле де Сальвиа в книге «Прецеденты Европейского Суда по правам человека» в разделе «Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод».
Цитирую их полностью:
«784. Право на защиту: самостоятельность защитника и обвиняемого и ответственность Государства. Адвокат, оплачиваемый клиентом или выделенный для безвозмездного представительства в суде. “Из независимости коллегии адвокатов по отношению к Государству вытекает, что проведение защиты принадлежит в основном обвиняемому и его адвокату, назначенному бесплатно или оплачиваемому клиентом. Статья 6 п. 3 (с) обязывает компетентные национальные власти вмешиваться, только если несостоятельность адвоката, назначенного бесплатно, является явной или если им об этом сообщат любым другим способом”. (
Kamasinski, 65).
785. Право на защиту: самостоятельность защитника и обвиняемого и ответственность Государства. “По общему правилу действия и решения защитника обвиняемого не должны влечь ответственность для Государства. Учитывая независимость коллегии адвокатов, проведение защиты принадлежит по существу заинтересованному лицу и его представителям; Договаривающиеся Государства имеют обязанность вмешаться только в случае явной несостоятельности или достаточного обращения на них внимания”. (
Stanford, 28)».
Таким образом, и международное, и российское законодательство предоставляют государству право и возлагают на него обязанность предъявлять к нам определенные требования. И если эти требования отвечают интересам сообщества, мы должны их поддерживать и даже упреждать. Таким упреждением и является принятие Стандарта. И желательно, как это определено, на ближайшем Всероссийском съезде адвокатов.