На сайте размещены только некоторые материалы "АГ".
Полную версию газеты можно получить, подписавшись на нее.
  Н О В А Я   А Д В О К А Т С К А Я   Г А З Е Т А  
ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ РФ
twitter facebook vkontakte RSS telegram
СВЕЖИЙ НОМЕР

Читайте № 24 за 2017 г.
ПЕЧАТНАЯ "АГ"
Рубрики
Подшивка
Архив
ADVGAZETA.RU
Выбор редакции
Разделы и отрасли права
Интервью
Блоги
Все записи
Разделы и отрасли права
Блогеры
Стать блогером
Новости
Правовое просвещение
Казусы из практики
Объявления
Ежедневная рассылка
Фоторепортажи
СОТРУДНИЧЕСТВО
О нас
Авторам
Партнеры
Реклама
КОНТАКТЫ

Адрес редакции:

119002, г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43

Тел.: (495) 787-28-35
Тел./факс: (495) 787-28-36

E-mail:
advgazeta@mail.ru

Блоги

ИГРА В СИГНАЛЫ

Адвокат Центральной коллегии адвокатов г. Владимира, к.ю.н.

Никонов Максим

2016-11-14


Президентский законопроект, увеличивающий ответственность силовиков за необоснованное преследование предпринимателей, не «оживит» существующие «мертвые» нормы

28 октября 2016 г. в Государственную Думу РФ был внесен президентский законопроект № 15810-7, которым предлагается увеличить верхний предел санкции ч. 1 ст. 299 УК РФ («Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности») до 7 лет лишения свободы (сейчас – до 5 лет), нижний предел санкции ч. 2 ст. 299 УК РФ – до 5 лет лишения свободы (сейчас «вилка» – от 3 до 10 лет), расширить «охват» ч. 2 ст. 299 УК РФ за счет такого признака, как «причинение крупного ущерба или иных тяжких последствий», а также дополнить ст. 299 УК РФ частью 3, предусматривающей наказание в виде лишения свободы от 5 до 10 лет за «незаконное возбуждение уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба». Также предлагается передать расследование дел по ст. 169 УК РФ («Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности») в ведение Следственного комитета РФ.

Одни коллеги оценили проект позитивно и признали его весьма актуальным, другие сочли поправки «мертвыми». Представляется, что более обоснован скептицизм вторых, чем оптимизм первых.

Статья 299 УК РФ и в действующей, и в проектной редакциях сформулирована таким образом, что доказать наличие в действиях сотрудника правоохранительных органов состава преступления, мягко говоря, затруднительно.

Такой обязательный признак состава преступления, как «заведомость» невиновности привлекаемого к ответственности, для сотрудников правоохранительных органов (см. ч. 1 или ч. 2 ст. 299 УК РФ) предполагает, что следователь в принципе не располагает какими-либо сведениями, позволяющими отрабатывать рабочую гипотезу о совершении лицом преступления, и тем не менее привлекает последнего к уголовной ответственности. Однако у сотрудников правоохранительных органов в силу тех или иных обстоятельств всегда или почти всегда «есть основания полагать, что…» И неважно, что в последующем эти основания отпали, не подтвердились, были переоценены и т.п.

Предлагаемая к включению в УК РФ ч. 3 ст. 299 хотя и предусматривает весьма внушительную санкцию (до 10 лет лишения свободы), но имеет сразу два слабых места.

Во-первых, для того, чтобы установить состав преступления, следует доказать, что у следователя или дознавателя при возбуждении уголовного дела была именно цель воспрепятствовать предпринимательской деятельности либо корыстная или иная заинтересованность. Видимо, предприниматель должен заранее обеспечить себе оперативное сопровождение от одних сотрудников правоохранительных органов, чтоб в результате ОРМ зафиксировать возможные поползновения в его адрес со стороны других сотрудников правоохранительных органов. Насколько такой вариант реалистичен – вопрос открытый.

Во-вторых, само возбуждение уголовного дела должно влечь прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба. Если этих последствий нет – нет и состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 299 УК РФ. Как при этом доказать причинно-следственную связь между возбуждением уголовного дела и указанными последствиями – вопрос столь же интересный, как и предыдущий, но более безнадежный с точки зрения поиска внятного ответа.

Анализ судебной статистики, проведенный сотрудниками Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, подтверждает, что и в ныне действующей редакции ст. 299 и ст.169 УК РФ в отношении правоохранителей не применяются. Поскольку риски привлечения к ответственности рассчитываются как произведение вероятности такого привлечения, величины санкции и комбинированного влияния прочих факторов1, постольку при равенстве первого множителя нулю таким же будет и итоговый результат. Учитывая ранее сказанное по поводу проектных предложений, надеяться на «оживление» с их помощью «мертвых» норм нет никаких оснований. К сожалению, сформулировать ст. 299 УК РФ как-то более удачно (и не скатиться при этом в объективное вменение) в принципе вряд ли возможно.

Сложно представить, что при создании законопроекта все приведенные выше обстоятельства были упущены из виду. Однако если это действительно так – возникают вопросы к качеству нормотворчества. Если это не так – тогда анализируемый текст представляет собой не более чем попытку за счет изменения букв в Кодексе и оживления в СМИ послать предпринимательскому сообществу сигнал а-ля «санкции выросли – бизнес-климат улучшен, инвестируйте». К сожалению, «игра в сигналы» – не лучший способ пробудить предпринимательскую активность в ситуации, когда плотность регулирования и административная нагрузка на бизнес чрезмерны, законодательство создается в режиме «поправки на поправки» или по принципу «а не запретить ли нам что-нибудь еще?», а деятельность отечественной системы уголовной юстиции вызывает вопросы у специалистов по судоустройству и судопроизводству.

При таком положении дел основания даже для осторожного оптимизма по поводу проекта № 15810-7 окончательно пропадают, поскольку без изменения status quo и без того слабые «точеные» новеллы в принципе не способны дать планируемый положительный эффект. Напротив, они приведут к тому, что УК РФ в очередной раз «зашлакуется» «мертвыми» поправками, шансы на прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям или получение оправдательного приговора по «предпринимательским» делам упадут еще ниже (поскольку мало кто из правоохранителей захочет допустить даже сугубо гипотетическую возможность того, что реабилитированный предприниматель получит шанс привлечь его к ответственности или как минимум заставит отбиваться от жалоб), разработку комплексных реформ можно будет «заболтать» аргументами а-ля «меры же уже приняты», а для тех, кто понимает, будет volens-nolens послан совсем другой, по сравнению с ожидаемым, сигнал: «Здесь ничего по существу меняться не будет. И не надейтесь».
__________________
1 См.: Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М., 2003. С. 292–297.


Другие публикации автора

ПРАВО НА ПОМОЩЬ ПО СУЩНОСТНЫМ, А НЕ ФОРМАЛЬНЫМ ОСНОВАНИЯМ

Соглашение, заключенное с адвокатом на всю стадию судопроизводства, например предварительное следствие, не может считаться исполненным до тех пор, пока доверитель находится «под ударом»

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

О четырех основных способах распределения между адвокатами поручений на защиту

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБОСНОВАНО

Необходимо установить достаточные гарантии от проведения следственных действий по принципу «сейчас все изымем – потом разберемся»

ПОПРАВКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ В УПК

Провозглашение приговоров без описательно-мотивировочной части и 15 суток на их апелляционное обжалование

СОМНИТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

Авторы программы «Стратегия роста» во многом верно диагностируют проблемы правоприменения, но предлагаемые ими меры не во всем удачны

ПРОТОКОЛ № 15 К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ: НЕТ ПОВОДОВ ДЛЯ ПАНИКИ

Субсидиарность – это прежде всего ответственность национальных властей за обеспечение уровня защищенности прав человека как минимум не ниже конвенционного

ПРОБЛЕМЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕ РЕШЕНЫ

Стабильность показателей удовлетворения ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу свидетельствует о том, что инициативы Верховного Суда РФ оказывают слабое влияние на правоприменительную практику

ПОБОИ: БЕЗ ГНЕВА И ПРИСТРАСТИЯ

Декриминализация семейных побоев, снижая социальные и экономические издержки, связанные с уголовным преследованием, de facto практически не уменьшает суровость наказания.

РАЗОБРАТЬСЯ В ПРИЧИНАХ

Причины проблем в уголовном судопроизводстве и деятельности адвокатов – не в отсутствии документа с названием «Стандарт»

СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ

Вместо того чтобы en masse клеймить как «карманных» всех защитников, участвующих в уголовных делах по назначению, необходимо создать условия, чтобы адвокаты могли нормально вести дела в порядке ст. 51 УПК РФ

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ»

2 марта 2016 г. Президент РФ В. Путин подписал Федеральный закон № 40-ФЗ «О внесении изменений в статью 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», корректирующий основания оглашения в суде досудебных показаний свидетелей и потерпевших, однако новеллы содержат несколько «подводных камней»

ОПРОС "АГ"

Как часто вам встречаются иностранные граждане в качестве представителей в российских судах?

Не встречал никогда
Встречал, но давно
Встречал 1-2 раза
Встречаю часто
Встречаю всегда

Подробнее
НОВОСТИ
•  17.11.2017
НЕДЕЛЯ «АГ»
Главные адвокатские новости, опубликованные на сайте в течение недели

•  17.11.2017
ОПУБЛИКОВАН ПОРЯДОК ТРАНСЛЯЦИИ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ урегулировал вопросы организации и проведения трансляции заседаний в судах

•  17.11.2017
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ОТВЯЗАНЫ ОТ МРОТ
Госдума приняла закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс, которые затрагивают в том числе адвокатов

•  17.11.2017
ПРОСЬБА К СУДУ НЕ ПРЕРЫВАТЬ АДВОКАТА
Сахалинская адвокатская палата обратилась к судейскому корпусу с просьбой не прерывать выступления адвокатов

•  17.11.2017
МВД ВЫПЛАТИТ ДОЛГИ АДВОКАТАМ
Адвокаты АП Свердловской области возобновили участие в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателей и следователей областного УМВД

Другие новости
ОБЪЯВЛЕНИЯ
•  МОДЕРНИЗАЦИЯ РЫНКА ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
7 декабря 2017 г. в Москве состоится конференция «Модернизация рынка оказания квалифицированной юридической помощи: приоритетные направления реформы»

•  ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ АДВОКАТА С ДОВЕРИТЕЛЕМ
6 декабря 2017 г. в Москве состоится открытая дискуссия «Основные этические принципы во взаимоотношениях адвоката с доверителем (подзащитным). Доверие и эффективность: как этого добиться»

•  КОНФЕРЕНЦИЯ НАПКА
16 ноября 2017 г. в Москве НАПКА организует «Конференцию НАПКА Осень-2017»

•  IV ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ СТРАН БРИКС
С 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве пройдет IV Юридический форум стран БРИКС

•  МОЛОДЫЕ ЮРИСТЫ РОССИИ – 2017
2–3 декабря в Москве пройдет IV Международный образовательный форум «Молодые юристы России – 2017»

•  РАБОТА АДВОКАТА В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
C 1 декабря 2017 г. по 17 февраля 2018 г. на базе Школы адвоката АП Ставропольского края пройдет Всероссийский очно-дистанционный курс

•  ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
С 22 ноября 2017 г. по 16 февраля 2018 г. будет проведен курс «Семейное право и права человека. Международные стандарты защиты прав ребенка и взрослого»

Другие объявления

© 2007—2017 «Новая адвокатская газета»
Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную
для пользователей до 16 лет.