На сайте размещены только некоторые материалы "АГ".
Полную версию газеты можно получить, подписавшись на нее.
  Н О В А Я   А Д В О К А Т С К А Я   Г А З Е Т А  
ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ РФ
twitter facebook vkontakte RSS telegram
СВЕЖИЙ НОМЕР

Читайте № 24 за 2017 г.
ПЕЧАТНАЯ "АГ"
Рубрики
Подшивка
Архив
ADVGAZETA.RU
Выбор редакции
Разделы и отрасли права
Интервью
Блоги
Все записи
Разделы и отрасли права
Блогеры
Стать блогером
Новости
Правовое просвещение
Казусы из практики
Объявления
Ежедневная рассылка
Фоторепортажи
СОТРУДНИЧЕСТВО
О нас
Авторам
Партнеры
Реклама
КОНТАКТЫ

Адрес редакции:

119002, г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43

Тел.: (495) 787-28-35
Тел./факс: (495) 787-28-36

E-mail:
advgazeta@mail.ru

Блоги

ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПУТАНИЦЫ

Адвокат, партнер BMS LAW FIRM, руководитель уголовно-правовой практики

Хутов Тимур

2016-10-28


Элементы института Уполномоченного по защите прав предпринимателей должны быть урегулированы одним нормативным актом на федеральном уровне

Предпринимательская деятельность является мотором экономики любого современного государства, своего рода сердцем, генерирующим и разгоняющим потоки денежных средств по другим «органам» страны – государственным учреждениям и негосударственным организациям, физическим и юридическим лицам. Важность предпринимательской деятельности и привлекательности инвестиционного климата сложно переоценить.

В этой связи субъекты предпринимательской деятельности должны четко понимать правила игры и быть уверенными, что при соблюдении данных правил они смогут спокойно и плодотворно работать, а их активы будут надежно защищены государством.

К сожалению, ни для кого не секрет, что недобросовестными чиновниками и сотрудниками правоохранительных органов предпринимательское сообщество используется в качестве дополнительного и незаконного источника дохода. Поэтому в бизнес-сфере с одобрением была встречена новость о создании должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ. Правда, в первоначальной редакции Закон об Уполномоченном по защите прав предпринимателей больше носил декларативный характер, так как не предусматривал конкретных полномочий омбудсменов. Поэтому Уполномоченный почти не имел реальной возможности адекватно реагировать на многочисленные жалобы о нарушениях прав предпринимателей. Последующие дополнения сделали Уполномоченного по защите прав предпринимателей более заметной фигурой и наделили реальными инструментами для защиты бизнеса.

И вот закон снова дополняют. 24 октября в Госдуму был внесен законопроект, которым предлагается уточнить сферы взаимодействия уполномоченных по защите прав предпринимателей на федеральном и региональном уровнях в целях упорядочения их деятельности.

Авторы законопроекта подробно объясняют в пояснительной записке к проекту, чем вызвана насущность предлагаемых изменений.

Дело в том, что в России институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей существует как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. И проблемой в существовании двухуровневой модели Уполномоченного является необходимость четкого законодательного разделения их полномочий, а также определения механизмов взаимодействия.

При этом действующий Федеральный закон от 07 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» не решает данную проблему. Напротив, с одной стороны, текстом этого закона предусмотрено, что Уполномоченный действует на всей территории страны. При этом согласно этому же закону он вправе назначать общественных представителей и создавать на территории РФ общественные приемные, оказывающие субъектам предпринимательской деятельности консультативную помощь по вопросам, относящимся к компетенции Уполномоченного. Таким образом, институт Уполномоченного имеет прямое действие, не опосредованное институтами уполномоченных на уровне субъектов РФ.

С другой стороны, законом предусмотрено, что по окончании календарного года Уполномоченный в субъекте РФ направляет Уполномоченному информацию о результатах своей деятельности с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в субъекте РФ и предложениями о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательской деятельности. Это единственная форма «подотчетности», установленная Федеральным законом, но она не имеет никакого дальнейшего развития. Законом не установлено ни иных форм взаимодействия, ни взаимных прав, ни обязанностей, ни ответственности за невыполнение единственной обязанности по направлению отчета. Более того, на уровне закона не установлен даже срок направления такого отчета, что сводит все взаимодействие на уровень личных взаимоотношений. Получается, что на сегодняшний день в России действуют два параллельных и практически не взаимосвязанных института бизнес-омбудсменов –¬ на федеральном и региональном уровнях.

Сложившаяся система имеет ряд недостатков. Наиболее существенным из них является то, что согласно вышеуказанному Федеральному закону финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного в субъекте РФ осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта. Это, так или иначе, делает Уполномоченного в субъекте РФ зависимым от власти. В итоге может сложиться ситуация, когда омбудсмен из защитника бизнеса превращается в защитника власти. Однако обжаловать действия такого омбудсмена не представляется возможным, потому что Федеральным законом не предусмотрен институт вышестоящего контроля.

Кроме того, в зависимости от ситуации уполномоченным по защите прав предпринимателей может потребоваться некоторая методическая, организационная и иная консультативная помощь, которая по действующему закону со стороны Уполномоченного при Президенте не предусмотрена. Фактически такая поддержка оказывается, но не как установленная законом обязанность, а скорее как жест доброй воли.

При этом настоящий проект закона не решает указанные проблемы. Законопроект расширяет права Уполномоченного на федеральном уровне, наделяя его правом оказания организационной, правовой, информационной и иной помощи в пределах своих полномочий, а также правом осуществления координации и контроля деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ. А вот естественная корреспондирующая обязанность уполномоченных на уровне субъектов РФ не указывается.

По-прежнему остается открытым вопрос подчиненности уполномоченных на уровне субъектов РФ Уполномоченному на федеральном уровне.

Еще большее недоумение вызывают два следующих обстоятельства. Во-первых, тот факт, что деятельность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ регулируется указанным Федеральным законом, а деятельность Уполномоченного в субъекте РФ устанавливается законом субъекта РФ. А во-вторых, то, что финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного в субъекте РФ осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта.

С учетом количества субъектов в стране и различий в материально-технических и экономических базах можно предположить, что существует вполне реальная возможность получить 85 уполномоченных с разными полномочиями и различным правовым статусом.
Представляется, что во избежание путаницы элементы одного государственного института – института Уполномоченного по защите прав предпринимателей – должны быть урегулированы одним нормативным актом на федеральном уровне.

В этой связи позволю себе заметить, что предлагаемый законопроект нуждается в доработке, поскольку не решает имеющихся проблем в структуре и регламентировании деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей.


Другие публикации автора

ПРОБЛЕМА С ДОПУСКОМ АДВОКАТОВ К ПОДЗАЩИТНЫМ В СИЗО НЕ РЕШЕНА

Необходимо ввести административную и уголовную ответственность за воспрепятствование деятельности адвоката

ПРОБЛЕМА В ФОРМАЛЬНОМ ПОДХОДЕ

Несмотря на ряд положительных моментов, в текущей редакции проект постановления Пленума ВС вряд ли способен кардинально изменить сложившуюся судебную практику в области уголовной ответственности за экономические преступления

ОТВЕТЫ ВЕРХОВНОГО СУДА

ВС РФ объяснил судам, как применять законы, направленные на совершенствование уголовной ответственности за коррупционные преступления и преступления экономической направленности

О НЕПРЕДОСТАВЛЕНИИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

Паралимпийскую сборную России не пустили на игры в Рио, сославшись на «несрочные доказательства»

ОПРОС "АГ"

Как часто вам встречаются иностранные граждане в качестве представителей в российских судах?

Не встречал никогда
Встречал, но давно
Встречал 1-2 раза
Встречаю часто
Встречаю всегда

Подробнее
НОВОСТИ
•  17.11.2017
НЕДЕЛЯ «АГ»
Главные адвокатские новости, опубликованные на сайте в течение недели

•  17.11.2017
ОПУБЛИКОВАН ПОРЯДОК ТРАНСЛЯЦИИ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ урегулировал вопросы организации и проведения трансляции заседаний в судах

•  17.11.2017
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ОТВЯЗАНЫ ОТ МРОТ
Госдума приняла закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс, которые затрагивают в том числе адвокатов

•  17.11.2017
ПРОСЬБА К СУДУ НЕ ПРЕРЫВАТЬ АДВОКАТА
Сахалинская адвокатская палата обратилась к судейскому корпусу с просьбой не прерывать выступления адвокатов

•  17.11.2017
МВД ВЫПЛАТИТ ДОЛГИ АДВОКАТАМ
Адвокаты АП Свердловской области возобновили участие в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателей и следователей областного УМВД

Другие новости
ОБЪЯВЛЕНИЯ
•  МОДЕРНИЗАЦИЯ РЫНКА ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
7 декабря 2017 г. в Москве состоится конференция «Модернизация рынка оказания квалифицированной юридической помощи: приоритетные направления реформы»

•  ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ АДВОКАТА С ДОВЕРИТЕЛЕМ
6 декабря 2017 г. в Москве состоится открытая дискуссия «Основные этические принципы во взаимоотношениях адвоката с доверителем (подзащитным). Доверие и эффективность: как этого добиться»

•  КОНФЕРЕНЦИЯ НАПКА
16 ноября 2017 г. в Москве НАПКА организует «Конференцию НАПКА Осень-2017»

•  IV ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ СТРАН БРИКС
С 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве пройдет IV Юридический форум стран БРИКС

•  МОЛОДЫЕ ЮРИСТЫ РОССИИ – 2017
2–3 декабря в Москве пройдет IV Международный образовательный форум «Молодые юристы России – 2017»

•  РАБОТА АДВОКАТА В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
C 1 декабря 2017 г. по 17 февраля 2018 г. на базе Школы адвоката АП Ставропольского края пройдет Всероссийский очно-дистанционный курс

•  ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
С 22 ноября 2017 г. по 16 февраля 2018 г. будет проведен курс «Семейное право и права человека. Международные стандарты защиты прав ребенка и взрослого»

Другие объявления

© 2007—2017 «Новая адвокатская газета»
Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную
для пользователей до 16 лет.