ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ РЕШЕНИЯ
Особенности разрешения споров в сфере коммерческого агентства в ОАЭ
Правоотношения в сфере коммерческого агентства на территории Объединенных Арабских Эмиратов регулируются Федеральным законом № 18 от 1981 г. Данный Закон определяет термин коммерческого агентства как «распространение, продажу, представление или предоставление какого-либо товара или услуги».
В судебной практике разрешения споров в сфере коммерческого агентства в ОАЭ нередки случаи вынесения судами решений об отказе в удовлетворении исковых требований о выплате компенсаций агентам, даже при условии установления юридического факта наличия соответствующего соглашения и нарушения его условий со стороны доверителя.
Дистрибьюторы и агенты в ОАЭ предполагают, что расторжение договора коммерческого агентства или дистрибьюции повлечет возможные компенсационные выплаты в их пользу. Это ожидание усиливается в случае, если соглашение является эксклюзивным. Такие предположения исходят из того, что агент или дистрибьютор представил продукт, занял долю рынка и приобрел деловую репутацию для доверителя. Поэтому агент или дистрибьютор имеет право на получение компенсации за будущую потерю прибыли, которую он заработал бы от своих усилий в создании такой рыночной доли и деловой репутации.
Вопрос выплаты компенсации зависит от классификации взаимоотношений: коммерческое агентство, дистрибьюторское соглашение или просто ряд сделок купли-продажи между торговыми контрагентами. Тем не менее наличие четких условий, устанавливающих права и обязательства сторон, являются определяющим фактором. Если нет никакого письменного соглашения о дистрибьюции, то компенсация не может быть взыскана, даже если такие коммерческие отношения длились в течение нескольких лет.
В случае зарегистрированного коммерческого агентства существенная компенсация подлежит выплате по его окончании независимо от позиции доверителя. Однако для того, чтобы быть зарегистрированным в Министерстве экономики, одной из сторон такого соглашения должен быть лицензированный «местный» агент (ст. 2 Закона устанавливает, что коммерческое агентство должно осуществляться только физическими лицами гражданами ОАЭ или компаниями, полностью принадлежащими гражданам. В дополнение к требованию национальности, коммерческий агент должен иметь действительную и соответствующую коммерческую лицензию в каждом эмирате и быть зарегистрированным в Торговой палате такого эмирата).
Если предметом договора является ряд сделок купли-продажи между торговыми контрагентами, продавец имеет право приостановить продажи, без выплаты компенсации покупателю.
В целом, правовые отношения, возникающие из незарегистрированных дистрибьюторских/агентских соглашений, получают различную трактовку судами ОАЭ.
Действительность незарегистрированных дистрибьюторских/агентских соглашений
После вступления в силу Федерального закона о коммерческом агентстве возник вопрос относительно того, может ли не гражданин (либо юридическое лицо-нерезидент) защитить свои права, исходящие из дистрибьюторских/агентских соглашений. Статьей 3 Закона установлено, что любое торговое агентство, не зарегистрированное в Министерстве экономики, считается никчемным. Хозяйственным кодексом предусмотрено, что любое лицо может действовать в интересах другого лица, в том числе на комиссионной основе, и быть коммерческим представителем. Также Кодексом прямо предусмотрены договоры дистрибьюции.
«Договор дистрибьюции, в соответствии с которым трейдер обязуется продвигать и распространять продукцию промышленного или торгового предприятия в определенной области на эксклюзивной основе, должен рассматриваться как договор поручения...»
В связи с этим понятны противоречивые решения, вынесенные судами ОАЭ по данному виду споров. Есть случаи, когда суды отказывались рассматривать спор на основании того, что агентский договор не был и не мог быть зарегистрирован и поэтому считается недействительным в соответствии с Законом о коммерческом агентстве. Есть также судебные решения, где судом было признано, что незарегистрированный договор об агентстве является действительным согласно Хозяйственному кодексу.
Критерии компенсационных выплат при расторжении дистрибьюторских/агентских соглашений
Так как суды в некоторых случаях признают незарегистрированные дистрибьюторские/агентские соглашения действительными в соответствии с Хозяйственным кодексом, возникает вопрос наличия механизма компенсации при расторжении подобных соглашений.
Данный механизм предусмотрен Хозяйственным кодексом:
«Любая из сторон договора коммерческого агентства может прекратить его действие в любое время, без обязательства выплаты компенсации, за исключением случаев, когда такое прекращение происходит без предварительного уведомления и в неприемлемый момент. Если договор имеет фиксированный срок, он может быть расторгнут только при наличии существенных и уважительных причин, в противном случае агент имеет право на компенсацию».
При условии, что положения договора соблюдаются сторонами в момент его прекращения, в теории компенсационные иски, подаваемые незарегистрированными агентами и дистрибьюторами, должны удовлетворяться. Особенно в случаях, когда происходит последующая замена агента. При этом применяется статья 225 Хозяйственного кодекса, которая предусматривает: «В том случае, когда доверитель заменяет агента новым агентом, последний несет солидарную ответственность с доверителем по выплате определенной судом компенсации в пользу предыдущего агента, в случае, когда замена предыдущего агента явилась результатом сговора между доверителем и новым агентом».
При этом таким сговором может быть признан сам факт замены агента.
Как пример разрешения такого спора, в 2009 г. Кассационный суд удовлетворил исковые требования в размере AED 7 млн, возникших из-за расторжения незарегистрированного дистрибьюторского/агентского соглашения, в связи с тем, что агент понес ущерб, потерял прибыль и понес другие расходы.
Заключение
Судебные и административные средства защиты, предоставленные зарегистрированному в соответствии с Законом коммерческому агенту, коррелируют с местным публичным правом и, таким образом, не могут быть изменены либо замещены в положениях договора о коммерческом агентстве или иным образом.
В свою очередь законодательство не предусматривает подобной защиты агентам, действующим на основании незарегистрированных соглашений о коммерческом агентстве. В последнем случае такой агент должен обосновать свое право претендовать на компенсацию в случае, если отношения прекращены – другими словами, незарегистрированный коммерческий агент не имеет внедоговорного права требовать компенсации в соответствии с общими принципами права ОАЭ.
Кроме того, в целом законодательство ОАЭ уважает выбор сторонами договора в качестве главенствующего иностранного права, применимого при возникновении споров, до тех пор, пока иностранный закон не вступает в противоречие с публичным правом ОАЭ. Статья 6 Закона наделяет полномочиями суды ОАЭ для разрешения споров, возникающих в рамках соглашения о коммерческом агентстве, которое полностью или частично исполняется на территории ОАЭ, и запрещает применять нормы соглашения, в которых указано противоположное. Исходя из этого положения, Суд ОАЭ имеет исключительную юрисдикцию в отношении любого такого спора.
Тем не менее положения соглашения о коммерческом агентстве, ссылающемся на иностранное право или место разрешения спора, может быть полезным для «оборонительных» целей, если такие споры рассматриваются за пределами ОАЭ (например, если Коммерческий агент пытается исполнить решение суда, выданного в ОАЭ по месту регистрации доверителя).
Исходя из вышеизложенного анализа, отмечаю о необходимости тщательной проработки стратегии взаимодействия с торговыми партнерами в ОАЭ. А именно в случае прямого коммерческого агентства о важности выбора контрагента, от которого будет зависеть вид договора (подлежащий регистрации или нет), структурировании норм соглашения о коммерческом агентстве, предусмотреть механизмы проведения взаиморасчетов – например, требующих предварительной оплаты, аккредитива, или, по крайней мере, сводя к минимуму количество фактически поставляемого продукта. Либо пытаться избегать заключения соглашений, которые могут трактоваться как коммерческое агентство и осуществлять поставки на основании договоров поставки/купли-продажи
| НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК VS. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ
В отдельных случаях суды уже не пренебрегают принципом презумпции добросовестности налогоплательщика УНИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССОВ
Законопроект Верховного Суда – долгожданный и колоссальный шаг вперед в реформировании процессуального законодательства, однако он содержит и неоднозначные положения О СУЩЕСТВЕННЫХ МОМЕНТАХ
Верховный Суд РФ обобщил практику по спорам о защите прав потребителей финансовых услуг
ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК ПЕРЕД СУДОМ
Истекает срок для обращения в суд с исками к авиакомпании FlyDubai в связи с авиакатастрофой, произошедшей 19 марта 2016 г. в Ростове-на-Дону СПОРЫ С ДОЛЖНИКОМ В ОАЭ
Особенности взыскания задолженности в Объединенных Арабских Эмиратах ВСТУПЛЕНИЕ В НАСЛЕДСТВО В ОАЭ
Для выбора оптимального механизма возможного наследования в ОАЭ необходимо оценить множество факторов, среди которых присутствует и непривычный фактор вероисповедания
НОВЫЕ ПОДХОДЫ
ВС РФ «возложил» на потребителей услуг кредитных организаций больше ответственности
28 ПОЗИЦИЙ
Об Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием управомоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, подготовленном Верховным Судом РФ
ДОПОЛНЕНИЯ К КОНВЕНЦИИ О ВЫДАЧЕ
На сегодняшний день важна не только процедура экстрадиции лица из одного государства в другое, но и охрана его прав и законных интересов
РЕШИТЬ НАБОЛЕВШУЮ ПРОБЛЕМУ
Несмотря на недостатки, предлагаемые поправки могут быть действительно эффективными
УСТУПКА ДОПУСТИМА
Верховный Суд указал, когда кредитные организации могут уступать право требования по кредитной задолженности коллекторским агентствам
ФИНОЗДОРОВЛЕНИЕ ВЫШЕ ЗАКОНА?
Интересы кредиторов по субординированным займам: «обратную силу применять нельзя защитить»
|