На сайте размещены только некоторые материалы "АГ".
Полную версию газеты можно получить, подписавшись на нее.
  Н О В А Я   А Д В О К А Т С К А Я   Г А З Е Т А  
ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ РФ
twitter facebook vkontakte RSS telegram
СВЕЖИЙ НОМЕР

Читайте № 24 за 2017 г.
ПЕЧАТНАЯ "АГ"
Рубрики
Подшивка
Архив
ADVGAZETA.RU
Выбор редакции
Разделы и отрасли права
Интервью
Блоги
Все записи
Разделы и отрасли права
Блогеры
Стать блогером
Новости
Правовое просвещение
Казусы из практики
Объявления
Ежедневная рассылка
Фоторепортажи
СОТРУДНИЧЕСТВО
О нас
Авторам
Партнеры
Реклама
КОНТАКТЫ

Адрес редакции:

119002, г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43

Тел.: (495) 787-28-35
Тел./факс: (495) 787-28-36

E-mail:
advgazeta@mail.ru

Блоги

ЗАКОН О НОВОСТНЫХ АГРЕГАТОРАХ

Старший юрист в юридической фирме «Максима Лигал»

Али Максим

2016-03-10


Какие проблемы могут возникнуть у правообладателей программного обеспечения из-за «закона о новостных агрегаторах»

25 февраля 2016 г. в Государственной Думе ФС РФ был зарегистрирован проект федерального закона № 1004188-6 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” (далее – ФЗ «Об информации».) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Именно этим законопроектом предполагается регулировать работу новостных агрегаторов.

Наибольшую известность законопроект получил из-за того, что статус новостного агрегатора планируется приблизить к статусу средства массовой информации. Справедливости ради следует отметить, что проект закона не рассматривает новостные агрегаторы в качестве СМИ, а лишь возлагает на них обязанности, во многом аналогичные тем, которые уже предусмотрены для СМИ: например, проверять достоверность распространяемой информации; не допускать распространения порочащей информации и сведений экстремистского характера; соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные нормами о референдуме и выборах.

В целом, проект закона охватывает 2 категории новостных агрегаторов: интернет-сайты и программное обеспечение.

Не затрагивая вопрос, насколько в принципе оправдано регулирование новостных агрегаторов, остановимся подробнее на том, как поправки в законодательство могут повлиять на те новостные агрегаторы, которые являются программами для ЭВМ, – они могут представлять собой клиентское программное обеспечение, устанавливаемое на персональные компьютеры, планшеты, смартфоны и иную вычислительную технику (например: Flipboard, Яндекс.Новости, Pulse). На мой взгляд, законопроект имеет существенные недостатки в особенности для данной категории новостных агрегаторов.

И в отношении агрегаторов-сайтов, и в отношении агрегаторов-программ закон оперирует понятием «владелец» (сайта в сети «Интернет» либо соответственно программы для ЭВМ). Если понятие «владельца сайта» уже существует в российском законодательстве (оно раскрыто в ФЗ «Об информации»), то с «владельцем программы» возникает значительная неопределенность из-за отсутствия соответствующей дефиниции. Такая неопределенность создает угрозу расширительного толкования круга лиц, на которых должны распространяться новые требования и к которым, как следствие, может применяться административная ответственность за их неисполнение.

Возможно, под владельцем программы подразумевается правообладатель – тот, кому принадлежит исключительное право на программу как на результат интеллектуальной деятельности. Однако такой подход сложно признать удачным, поскольку права на программу могут быть предоставлены другому лицу по исключительной лицензии, в том числе на весь срок действия исключительного права. Иными словами, одно лицо может выступать правообладателем, а совершенно иное лицо – иметь эксклюзивное право пользоваться такой программой, заниматься ее дистрибуцией, вносить в нее изменения и т.п.

Более того, учитывая, что права на программное обеспечение не подлежат обязательной государственной регистрации, под вопросом остается способ идентификации владельцев программ для ЭВМ, без которой невозможно правильно определить лицо, виновное в нарушении законодательства. В отношении владельцев информационных интернет-ресурсов предусмотрено создание специального реестра, пополняемого по результатам мониторинга интернет-сайтов и идентификации их владельцев с помощью хостинг-провайдеров, однако применительно к программным новостным агрегаторам подобный механизм отсутствует. Следует учитывать и то, что владелец программы для ЭВМ может уйти от ответственности путем заключения мнимого договора об отчуждении исключительных прав.

Хочу отметить, что под новое регулирование, предусмотренное проектом, подпадут те агрегаторы, доступ к которым в течение суток составляет более 1 млн пользователей сети «Интернет», однако ни законопроект, ни пояснительная записка к нему не проясняют, каким образом будет эффективно рассчитываться количество пользователей программного обеспечения. Получается, что разница в методиках расчета, применяемых Роскомнадзором и владельцем сайта, может создать дополнительные риски для последнего.

Помимо этого, в законопроекте не уточняется порядок действия правовых норм в отношении иностранных владельцев программ. По всей видимости, территориальное действие закона должно определяться аналогично закону[1]о локализации персональных данных граждан РФ, то есть исходя из направленности действия программы на российскую аудиторию[2]. При этом «направленность действия» будет затруднительно определить в случаях, когда программа-агрегатор лишь предоставляет функционал для самостоятельного создания пользователем новостных подборок на любом языке. В то же время вопрос о действии законопроекта среди иностранных правообладателей особенно актуален в связи с введенным для владельцев новостных агрегаторов ограничением на 20%-ную долю участия иностранных лиц (аналогичным тому, которое уже принято в отношении СМИ).

Таким образом, следует признать, что принятие законопроекта в текущей редакции создаст недостаточно прозрачное и справедливое регулирование деятельности владельцев новостных агрегаторов в виде программ для ЭВМ. Данное обстоятельство усугубляется тем, что законопроект предусматривает введение для нарушителей закона крупных административных штрафов, исчисляемых миллионами рублей.


[1] Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях».

[2] Аналогичные разъяснения в отношении закона о локализации персональных данных граждан РФ были опубликованы Минкомсвязью России по адресу: http://www.minsvyaz.ru/ru/personaldata/


Другие публикации автора

ОПРАВДАННАЯ ИДЕЯ

Включение операторов поисковых систем в число информационных посредников путем внесения поправок в законодательство позволит эффективнее бороться с пиратством

РЕШЕНИЯ ФНС БУДУТ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ БЛОКИРОВКИ ОНЛАЙН-КАЗИНО

22 октября вступает в силу Постановление Правительства РФ, меняющее порядок функционирования так называемого «реестра запрещенных сайтов»

ОПРОС "АГ"

Как часто вам встречаются иностранные граждане в качестве представителей в российских судах?

Не встречал никогда
Встречал, но давно
Встречал 1-2 раза
Встречаю часто
Встречаю всегда

Подробнее
НОВОСТИ
•  17.11.2017
НЕДЕЛЯ «АГ»
Главные адвокатские новости, опубликованные на сайте в течение недели

•  17.11.2017
ОПУБЛИКОВАН ПОРЯДОК ТРАНСЛЯЦИИ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ урегулировал вопросы организации и проведения трансляции заседаний в судах

•  17.11.2017
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ОТВЯЗАНЫ ОТ МРОТ
Госдума приняла закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс, которые затрагивают в том числе адвокатов

•  17.11.2017
ПРОСЬБА К СУДУ НЕ ПРЕРЫВАТЬ АДВОКАТА
Сахалинская адвокатская палата обратилась к судейскому корпусу с просьбой не прерывать выступления адвокатов

•  17.11.2017
МВД ВЫПЛАТИТ ДОЛГИ АДВОКАТАМ
Адвокаты АП Свердловской области возобновили участие в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателей и следователей областного УМВД

Другие новости
ОБЪЯВЛЕНИЯ
•  МОДЕРНИЗАЦИЯ РЫНКА ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
7 декабря 2017 г. в Москве состоится конференция «Модернизация рынка оказания квалифицированной юридической помощи: приоритетные направления реформы»

•  ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ АДВОКАТА С ДОВЕРИТЕЛЕМ
6 декабря 2017 г. в Москве состоится открытая дискуссия «Основные этические принципы во взаимоотношениях адвоката с доверителем (подзащитным). Доверие и эффективность: как этого добиться»

•  КОНФЕРЕНЦИЯ НАПКА
16 ноября 2017 г. в Москве НАПКА организует «Конференцию НАПКА Осень-2017»

•  IV ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ СТРАН БРИКС
С 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве пройдет IV Юридический форум стран БРИКС

•  МОЛОДЫЕ ЮРИСТЫ РОССИИ – 2017
2–3 декабря в Москве пройдет IV Международный образовательный форум «Молодые юристы России – 2017»

•  РАБОТА АДВОКАТА В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
C 1 декабря 2017 г. по 17 февраля 2018 г. на базе Школы адвоката АП Ставропольского края пройдет Всероссийский очно-дистанционный курс

•  ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
С 22 ноября 2017 г. по 16 февраля 2018 г. будет проведен курс «Семейное право и права человека. Международные стандарты защиты прав ребенка и взрослого»

Другие объявления

© 2007—2017 «Новая адвокатская газета»
Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную
для пользователей до 16 лет.