На сайте размещены только некоторые материалы "АГ".
Полную версию газеты можно получить, подписавшись на нее.
  Н О В А Я   А Д В О К А Т С К А Я   Г А З Е Т А  
ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ РФ
twitter facebook vkontakte RSS telegram
СВЕЖИЙ НОМЕР

Читайте № 24 за 2017 г.
ПЕЧАТНАЯ "АГ"
Рубрики
Подшивка
Архив
ADVGAZETA.RU
Выбор редакции
Разделы и отрасли права
Интервью
Блоги
Все записи
Разделы и отрасли права
Блогеры
Стать блогером
Новости
Правовое просвещение
Казусы из практики
Объявления
Ежедневная рассылка
Фоторепортажи
СОТРУДНИЧЕСТВО
О нас
Авторам
Партнеры
Реклама
КОНТАКТЫ

Адрес редакции:

119002, г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43

Тел.: (495) 787-28-35
Тел./факс: (495) 787-28-36

E-mail:
advgazeta@mail.ru

Блоги

ПЕРЕМЕНЫ КАК НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Адвокат АБ «Забейда и партнеры»

Константинова Дарья

2016-02-18


Вопрос о допустимости рекламы адвокатской деятельности в сообществе всегда оставался дискуссионным

Мы живем во времена перемен, в том числе, в профессиональной сфере. Конкуренция, которая когда-то в нашей профессии считалась словом ругательным, сейчас принимается как обязательная составляющая экономики. Адвокатура становится все более похожей на бизнес, продолжая оставаться призванием.

И на пути этих перемен Комиссия ФПА РФ по этике и стандартам 28 января 2016 г. разъяснила применение п. 1 ст. 17 Кодекса профессиональной этики адвокатов (далее – Кодекс), устанавливающего критерии допустимости информации об адвокате и адвокатском образовании. Согласно обозначенной позиции, указание адвокатом в сети «Интернет», в брошюрах и иных информационных материалах сведений о наличии у него положительного профессионального опыта или специализации само по себе не противоречит.

Вопрос о допустимости рекламы адвокатской деятельности в сообществе всегда оставался дискуссионным. Кодексом публичное размещение информации об адвокате или адвокатском образовании не урегулировано, прямого запрета рекламы адвокатской деятельности он не содержит.

Бизнес-адвокатура все больше стремится к распространению информации о себе, своих достижениях и успехах, в том числе с целью привлечения клиентов. Приверженцы же традиций и обычаев классической адвокатуры стоят на позиции недопустимости рекламы и саморекламы адвоката, указывая на особый характер адвокатской профессии, статуса адвоката.

Как предписывает Кодекс, адвокат при всех обстоятельствах должен сохранять честь и достоинство, присущие его профессии. В тех случаях, когда вопросы профессиональной этики адвоката не урегулированы законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ, адвокат обязан соблюдать сложившиеся в адвокатуре обычаи и традиции, соответствующие общим принципам нравственности в обществе.

В ст. 17 Кодекса указывается, что информация об адвокате и адвокатском образовании допустима, если она не содержит: оценочных характеристик адвоката, отзывов других лиц о работе адвоката, сравнений с другими адвокатами и критики других адвокатов, заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызвать у них безосновательные надежды.

Статья 9 Кодекса гласит о том, что адвокат не вправе навязывать свою помощь лицам и привлекать их в качестве доверителей обещанием благополучного разрешения дела и другими недостойными способами.

Критерии допустимости распространения информации о деятельности адвоката были разъяснены и в Рекомендациях адвокатам по взаимодействию со средствами массовой информации (утв. Советом ФПА РФ от 21 июня 2010 г., протокол № 5), согласно которым адвокатам следует воздерживаться от размещения информации о себе на платной основе, независимо от того, связана ли такая информация с его профессиональной деятельностью, или нет. Исключение составляют случаи размещения справочной информации. Информирование о деятельности адвоката и адвокатского образования, в котором он состоит, допускается в справочных и информационных изданиях, на официальных интернет-сайтах. При характеристике адвокатов и адвокатских образований, их услуг и достижений следует воздерживаться от упоминаний об опыте прежней работы в правоохранительных ведомствах. Также Советом ФПА указывалось, что информирование о деятельности адвоката и организации, в которой он состоит, допускается в справочных и информационных изданиях, на официальных интернет-сайтах.

Вместе с тем на практике такие действия адвоката могут трактоваться по-разному. Довольно категоричная позиция была высказана Советом Адвокатской палаты Красноярского края (решение от 26 октября 2011 г., протокол № 19/11) по вопросу о допустимости рекламы адвокатской деятельности и требованиях, предъявляемых к информации об адвокате и адвокатском образовании, согласно которой реклама деятельности адвоката – как в прямом, так и в переносном смысле, не соответствует его статусу, снижает доверие общества как к конкретному адвокату, так и к адвокатскому сообществу в целом, поэтому, несмотря на отсутствие в законодательстве прямого запрета на рекламу адвокатских услуг, адвокат должен воздерживаться от совершения подобного рода действий. Адвокат вправе информировать общественность о себе и своих услугах исключительно путем сообщения информации, предусмотренной ст. 17 Кодекса, при этом воздерживаясь от использования таких форм, которые явно не соответствуют престижу профессии.

В связи с тем, что практика дисциплинарной ответственности в адвокатских палатах различных субъектов Федерации по данному вопросу существенно разнилась, а 28 января 2016 г. Комиссия ФПА по этике и стандартам приняла решение, которое я могу только приветствовать. Она разъяснила, что указание адвокатом в сети «Интернет», а также в брошюрах, буклетах и иных информационных материалах сведений о наличии у него положительного профессионального опыта не противоречит Кодексу.

Безусловно, указание на имеющийся положительный опыт работы адвоката недопустимо в том контексте, который может сформировать его неверную оценочную характеристику, а также ввести в заблуждение потенциальных доверителей, не обладающих юридическими познаниями, и вызывать у них безосновательные надежды. Если же характеристика дана объективная, вряд ли это может навредить. С развитием технологий меняется скорость и способы обмена информацией, в том числе посредством присутствия и рекламы в социальных сетях. Отсутствие упоминаний об адвокате или адвокатском образовании в сети «Интернет», сайта с информацией об адвокате и его практике сегодня вызовет немало вопросов, а возможно, и недоверие. В последнее время все больше адвокатских образований, наряду с юридическими фирмами, участвуют в российских и зарубежных рейтингах, публикуют научные статьи, правовые анонсы, инфографику, видеографику, проводят вебинары, что также можно отнести к области маркетинга и рекламы. Большинству адвокатских образований, адвокатам хотелось бы обозначить, чем они отличаются от других, рассказать о своей работе. Адвокатам не следует оставаться в стороне от новых правил, а грядущие перемены стоит принимать как новые возможности для развития.

Другие публикации автора

ПРАВОВОЙ DEADLOCK В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

В какой момент свидетель становится подозреваемым?

В СОСТОЯНИИ НЕВМЕНЯЕМОСТИ

«Душевное расстройство имеет значение для судьи не как болезнь, а как явление, исключающее ответственность. Не потому человек становится невменяемым, что он болен, а потому, что болезнь лишает его свободы суждения и свободы выбора того или другого образа действия».
В.П. Сербский

СВОБОДА ОЦЕНКИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

Исходя из сложившейся отечественной судебной практики, основная стадия уголовного процесса – это предварительное следствие (дознание), которое в большинстве случаев решает судьбу человека

ОПРОС "АГ"

Как часто вам встречаются иностранные граждане в качестве представителей в российских судах?

Не встречал никогда
Встречал, но давно
Встречал 1-2 раза
Встречаю часто
Встречаю всегда

Подробнее
НОВОСТИ
•  17.11.2017
НЕДЕЛЯ «АГ»
Главные адвокатские новости, опубликованные на сайте в течение недели

•  17.11.2017
ОПУБЛИКОВАН ПОРЯДОК ТРАНСЛЯЦИИ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ урегулировал вопросы организации и проведения трансляции заседаний в судах

•  17.11.2017
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ОТВЯЗАНЫ ОТ МРОТ
Госдума приняла закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс, которые затрагивают в том числе адвокатов

•  17.11.2017
ПРОСЬБА К СУДУ НЕ ПРЕРЫВАТЬ АДВОКАТА
Сахалинская адвокатская палата обратилась к судейскому корпусу с просьбой не прерывать выступления адвокатов

•  17.11.2017
МВД ВЫПЛАТИТ ДОЛГИ АДВОКАТАМ
Адвокаты АП Свердловской области возобновили участие в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателей и следователей областного УМВД

Другие новости
ОБЪЯВЛЕНИЯ
•  МОДЕРНИЗАЦИЯ РЫНКА ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
7 декабря 2017 г. в Москве состоится конференция «Модернизация рынка оказания квалифицированной юридической помощи: приоритетные направления реформы»

•  ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ АДВОКАТА С ДОВЕРИТЕЛЕМ
6 декабря 2017 г. в Москве состоится открытая дискуссия «Основные этические принципы во взаимоотношениях адвоката с доверителем (подзащитным). Доверие и эффективность: как этого добиться»

•  КОНФЕРЕНЦИЯ НАПКА
16 ноября 2017 г. в Москве НАПКА организует «Конференцию НАПКА Осень-2017»

•  IV ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ СТРАН БРИКС
С 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве пройдет IV Юридический форум стран БРИКС

•  МОЛОДЫЕ ЮРИСТЫ РОССИИ – 2017
2–3 декабря в Москве пройдет IV Международный образовательный форум «Молодые юристы России – 2017»

•  РАБОТА АДВОКАТА В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
C 1 декабря 2017 г. по 17 февраля 2018 г. на базе Школы адвоката АП Ставропольского края пройдет Всероссийский очно-дистанционный курс

•  ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
С 22 ноября 2017 г. по 16 февраля 2018 г. будет проведен курс «Семейное право и права человека. Международные стандарты защиты прав ребенка и взрослого»

Другие объявления

© 2007—2017 «Новая адвокатская газета»
Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную
для пользователей до 16 лет.