ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ В РОССИИ
 |
Член Совета молодых юристов Московского отделения АЮР
Воробьев Алексей
2015-11-18
|
Страхование вкладов – инструмент стабилизации банковской системы и защиты экономически уязвимых категорий населения, и понимание истории способствует соблюдению преемственности, целесообразности при регулировании и оптимизации данной сферы.
Банковский
сектор подвержен кризисным явлениям в значительно большей степени, чем рыночная
экономика государства в целом. Значительный урон стабильности функционирования
кредитных организаций и экономике в целом может нанести массовое изъятие
вкладов физическими лицами, в особенности, если этот процесс приобретет
стихийный характер.
Страхование
банковских вкладов позволяет избежать стихийного и массового изъятия вкладов в
случае неблагоприятной экономической конъюнктуры или банкротства, а также
сохранить доверие вкладчиков к банкам. В России первым
нормативным актом, содержащим идеи страхования вкладов, являлись Указания ЦБ
РСФСР от 30 апреля 1991 г.
«О порядке формирования фонда обязательных резервов, фонда компенсации
коммерческим банкам разниц в процентных ставках, фонда страхования коммерческих
банков от банкротств, фонда страхования депозитов в коммерческих банках».
Данный
документ предусматривал создание фонда страхования депозитов в коммерческих
банках в целях обеспечения защиты интересов вкладчиков коммерческих банков и
предоставления им гарантии компенсации их средств в случае банкротств банков. Отчисления
банка в этот фонд устанавливались на уровне 1% от дохода коммерческого банка.
В 1993 г. был принят Указ
Президента РФ «О защите сбережений граждан Российской Федерации» от 28 марта 1993 г. № 409, целями
которого были провозглашены:
1) обеспечение защиты сбережений
граждан Российской Федерации;
2) повышение их доверия к
банковским учреждениям.
Для достижения
поставленных целей признавалось целесообразным образование Федерального фонда
страхования активов банковских учреждений России, образуемых за счет
привлечения вкладов граждан Российской Федерации. Банку России рекомендовалось
передать в Фонд перечисленные коммерческими банками отчисления, производимые в
1992–1993 гг., в фонд страхования депозитов. В дальнейшем предполагалось
формировать средства Фонда за счет регулярных взносов банков, которые имели
право привлечения вкладов населения, а также за счет дополнительных средств из
бюджета Российской Федерации. Из средств этого Фонда также предполагалось
выплачивать компенсации вкладчикам банков в случае несостоятельности
(банкротства) банков.
Однако 17
августа 1998 г.
наступил кризис, и в его условиях вкладчики оказались совершенно незащищенными.
Данный кризис подтолкнул руководство страны на реформы. Была создана
государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций»
(АРКО). Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации
кредитных организаций»предусматривал, что в целях осуществления мероприятий по реструктуризации
кредитных организаций создается Агентство по реструктуризации кредитных
организаций. АРКО впервые в истории страны ввело систему гарантирования вкладов
гражданам – вкладчикам пяти банков, которые находились под ее управлением.
Также АРКО
приняло на себя обязательство передать каждому гражданину, разместившему вклад
в одном из этих пяти банков, возмещение в счет денежного требования гражданина
к банку при отзыве у банка лицензии Банка России. Разницу между размером вклада
и суммой выплаченного возмещения вкладчик имел право получить в общем порядке в
ходе ликвидационных процедур.
Выплаты
обеспечивались за счет взносов банков, которые находились под управлением АРКО.
Введение системы гарантирования вкладов АРКО ускорило рост вкладов во всех пяти
банках-участниках.
Впоследствии в
соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2004 г. № 87-ФЗ «О признании
утратившими силу Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций”
и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о
порядке ликвидации государственной корпорации “Агентство по реструктуризации
кредитных организаций”» АРКО
было ликвидировано.
До 2003 г. гарантиями возврата
привлекаемых банками денежных средств физических лиц являлись в основном система
лицензирования банковской деятельности и система обязательных резервов, которые
депонировались банками в ЦБ РФ. Федеральный фонд обязательного страхования
вкладов не был создан, поскольку не был принят соответствующий федеральный
закон, а фонды добровольного страхования также не получили распространение.
О добровольном
страховании вкладов в России – см. http://www.advgazeta.ru/blog/posts/131
В январе 2004 г. была создана новая
государственная корпорация – Агентство по страхованию вкладов (далее – Агентство),
которая действует на данный момент. Агентство было создано для обеспечения
функционирования системы страхования банковских вкладов физических лиц.
Механизм
страхования вкладов был закреплен в Федеральном законе от 23 декабря 2003 г. №
177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»(далее – Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках
Российской Федерации»). Данный Федеральный закон предусматривает также создание
самого Агентства, определяет статус, цель деятельности и его полномочия.
О принципах
современной системы страхования вкладов в России – см. http://www.advgazeta.ru/blog/posts/151
| ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦА СТРОИТЕЛЬСТВА О новых мерах против нелегальных мигрантов на объектах строительства ИНДЕКСИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ СОКРАТИТЬ
Правовые проблемы законопроекта «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий»
ИНДЕКСИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ СОКРАТИТЬ
Правовые проблемы законопроекта «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий»
УСИЛЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ РАБОТНИКОВ
Ответственность работодателей за задержку выплаты зарплаты работникам могут повысить
ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ
Система страхования вкладов в России в значительной степени обеспечивает защиту интересов наименее защищенных категорий населения, а также позволяет обеспечить стабильность банковской системы
СУЩНОСТЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАПРЕТА ЗАЕМНОГО ТРУДА
В России с 1 января 2016 г. будет запрещен заемный труд. Запрет будет введен посредством внесения в Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ соответствующих изменений
ИСТОРИЯ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РОССИИ И МИРЕ
Участившиеся в последнее время случаи отзыва лицензий Банка России у российских банков актуализируют тему страхования вкладов. Речь может вестись как об обязательном страховании вкладов, так и о добровольном страховании вкладов.
ВОПРОС ОБ ОТСРОЧКЕ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫМ ПО СТ. 106 УК РФ
Предпочтительно поднять вопрос о включении в перечень исключений в ч. 1 ст. 82 УК РФ также осужденных по ст. 106 УК РФ, что будет отвечать логике данной статьи
УБИЙСТВО НАСИЛЬНИКА ПРИ НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЕ: ДИСКУРС
Хотя в теории уголовного права принято считать, что убийство, совершенное при попытке воспрепятствовать изнасилованию или иным насильственным действиям сексуального характера, не превышает пределы необходимой обороны, унифицированного правового регулирования по этому вопросу нет.
УБИЙСТВО МАТЕРЬЮ НОВОРОЖДЁННОГО РЕБЁНКА: ДИСКУРС
Говоря о реализации принципов гуманизма в уголовном праве России, следует подробнее изучить ст. 106 УК РФ (убийство матерью новорождённого ребёнка)
ГУМАНИЗМ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ
Вопрос сущности уголовного права и места принципа гуманизма в данной правовой отрасли актуален в свете дискуссий, ведущихся в научной сфере и среди практиков
|