На сайте размещены только некоторые материалы "АГ".
Полную версию газеты можно получить, подписавшись на нее.
  Н О В А Я   А Д В О К А Т С К А Я   Г А З Е Т А  
ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ РФ
twitter facebook vkontakte RSS telegram
СВЕЖИЙ НОМЕР

Читайте № 24 за 2017 г.
ПЕЧАТНАЯ "АГ"
Рубрики
Подшивка
Архив
ADVGAZETA.RU
Выбор редакции
Разделы и отрасли права
Интервью
Блоги
Все записи
Разделы и отрасли права
Блогеры
Стать блогером
Новости
Правовое просвещение
Казусы из практики
Объявления
Ежедневная рассылка
Фоторепортажи
СОТРУДНИЧЕСТВО
О нас
Авторам
Партнеры
Реклама
КОНТАКТЫ

Адрес редакции:

119002, г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43

Тел.: (495) 787-28-35
Тел./факс: (495) 787-28-36

E-mail:
advgazeta@mail.ru

Блоги

СПАСТИ РЯДОВОГО ЗАКОНОТВОРЦА

Адвокат Адвокатской конторы «Аснис и партнеры» МГКА

Кравченко Дмитрий

2015-03-10


Нормативные правовые акты и поправки к ним должны появляться не «откуда ни возьмись», а проходить общественное обсуждение, а также все положенные стадии согласований, обсуждений и доработок

Российское законодательство иной раз принимает довольно причудливые формы. Вот, например, есть понятие руководителя следственного органа. Но даже немногие юристы знают, что нашим важнейшим следственным органом – Следственным комитетом РФ – руководит лично Президент России. Именно так написано в ст. 1 закона о нем (часть третья).

В общении с представителями федеральной власти все чаще приходится сталкиваться с жалобами на то, что разрабатываемые отдельными органами законодательные инициативы буквально не имеют смысла, то есть с точки зрения русского языка являются бессвязным набором слов.

Сегодня, когда «очень надо», ищут какого-нибудь представителя «старой школы», которые пока не перевелись совсем, но пытаются как-то справиться с нахлынувшей популярностью в самых дальних кабинетах.

Все соглашаются: ситуация неважная. То ли законодательно-юридическое поколение пропустили, то ли качество правового образования снизилось, то ли все вместе взятое – мнения расходятся. Но суждение о низком качестве законодательства и законодательствования стало общим местом среди специалистов.

Кто виноват – не договорились, зато что делать – в общем понятно. Учить и взращивать, а также регулировать.

Регулировать – законотворческую процедуру, чтобы законы и поправки не появлялись «откуда ни возьмись», а проходили все положенные стадии согласований, обсуждений, доработок и т.д. Такое регулирование должно четко указывать на общественное обсуждение (желательно еще на этапе концепции, а не по конкретным мотивировкам). Причем экспертиза должна проводиться профильными специалистами, что, конечно, сложно отрегулировать законодательно, но вполне можно сделать практическим правилом. Существенен качественный предварительный конституционный контроль, который, как мне кажется, стоит выделить из общеправового. Не менее важно, по крайней мере, на федеральном уровне, предусмотреть научный и лингвистический, экономико-правовой и конституционно-экономический анализ.

Подобные идеи многие считают прекраснодушными. Но этот излишне прагматичный подход уже привел нас туда, где мы сейчас: где законы принимают для эксперимента или с пониманием, что «не без греха» закон, но «сейчас примем, а потом поправим».

Да, процедура будет мешать «кавалерийскому наскоку», доклады Государственной Думы о количестве принятых в сессию законов будут не столь победными, аппаратчики будут ругаться на глупые правила, но это именно то, что нам необходимо. Задача такой процедуры именно в этом – препятствовать необдуманным решениям, замедлять, заставлять задуматься о различных аспектах, не позволять особенно скорым группам влияния «протаскивать» нечто очень личное в нормативные правовые акты. Нам уже давно не требуется количество законов, а требуется их качество – и с этим сегодня уже мало кто поспорит.

С таким регулированием многие не соглашаются и по той причине, что, мол, законодатели региональные да местные «стонут». Но, во-первых, начинать стоит с федерального законодателя, а во-вторых, конечно, процедуры нужно просчитывать с учетом реальных возможностей законодателей разных уровней.

Что еще должно быть в этом регулировании? Безусловно, принципиальная база. Например, важно раскрыть принцип определенности законов, являющийся обязательным элементом верховенства права. Эта определенность предполагает достаточную степень ясности закона для его адресата – гражданина, юридического лица, государственного органа и т.п. (сравните это требование, например, с налоговым законодательством).

В области «законодательства о законах», похоже, могут случиться некоторые сдвиги. Так, в этом году Минюст опубликовал для общественного обсуждения проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации». Проект, по единодушному мнению знакомых мне экспертов, является довольно «беззубым». Но само его появление – пусть при наличии лежащего в Думе принятого в первом чтении аналогичного закона, многочисленных иных вариантов – является заметным событием. Оно говорит о том, что проблема вновь поставлена, и хотя текст закона и нуждается в существенной доработке, его опубликование следует, как мне кажется, только приветствовать.

В учебно-практической же части решения данной проблемы требуется непосредственное обучение законодательствованию. В этом смысле примечательно, что в отсутствие достаточных усилий государства активную роль в этом начинают играть общественные институты. Так, Ассоциация юристов России в лице двух своих комиссий и Московского отделения объявила о проведении конкурса на проект «Ты – законотворец» для молодых юристов, в ходе которого предполагается обучать законодательствованию. В этом же направлении заработали и учебные заведения. Например, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) реализует проект молодежной законодательной палаты.

Наличие таких проектов свидетельствует о высокой обеспокоенности науки и экспертного сообщества качеством подготовки кадров для законодательных структур и отражает серьезный вклад этих сообществ в дело улучшения законодательного поля. Позитивный опыт этих проектов следует, как представляется, заимствовать и распространять повсеместно, возможно, даже на государственном уровне.

Другие публикации автора

НАМ НУЖЕН «РОССИЙСКИЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД»

Главной проблемой российского конституционного правоприменения является отсутствие органа, реально рассматривающего конституционность конкретных судебных решений

СПОСОБ СДЕЛАТЬ КОНСТИТУЦИЮ БЛИЖЕ

Я далек от мысли, что все неконституционные действия некоторых государственных органов совершаются ими по злому умыслу. Просто – так повелось еще с советского времени – Конституция многим российским правоприменителям неизвестна и непонятна

ЕСПЧ v. РОССИЯ

Постановление Конституционного суда РФ, посвященное соотношению позиций ЕСПЧ и КС РФ, стоит оценить как достаточно сбалансированное и достаточно прогрессивное.

ОСТОРОЖНЕЙ С КОНСТИТУЦИЕЙ!

Вопросы, связанные с предложением наделить заключенных правом голосовать на выборах, спорны, дискуссионны и неоднозначны. Призываю коллег к обсуждению данной темы

ОТМЕНИТЬ ВСЕ-ТАКИ НЕЛЬЗЯ!

Закрепление особых составов предпринимательского мошенничества имеет вполне достаточное конституционно-правовое обоснование. Конечно, с учетом тех ограничений, которые артикулировал КС

СОХРАНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ОТМЕНИТЬ

Постановление КС РФ № 32-П, признавшее ст. 159.4 УК частично не соответствующей Конституции РФ, вызвало в юридическом сообществе дискуссии о том, сохранять ли состав «предпринимательского» мошенничества

ОПРОС "АГ"

Как часто вам встречаются иностранные граждане в качестве представителей в российских судах?

Не встречал никогда
Встречал, но давно
Встречал 1-2 раза
Встречаю часто
Встречаю всегда

Подробнее
НОВОСТИ
•  17.11.2017
НЕДЕЛЯ «АГ»
Главные адвокатские новости, опубликованные на сайте в течение недели

•  17.11.2017
ОПУБЛИКОВАН ПОРЯДОК ТРАНСЛЯЦИИ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ урегулировал вопросы организации и проведения трансляции заседаний в судах

•  17.11.2017
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ОТВЯЗАНЫ ОТ МРОТ
Госдума приняла закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс, которые затрагивают в том числе адвокатов

•  17.11.2017
ПРОСЬБА К СУДУ НЕ ПРЕРЫВАТЬ АДВОКАТА
Сахалинская адвокатская палата обратилась к судейскому корпусу с просьбой не прерывать выступления адвокатов

•  17.11.2017
МВД ВЫПЛАТИТ ДОЛГИ АДВОКАТАМ
Адвокаты АП Свердловской области возобновили участие в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателей и следователей областного УМВД

Другие новости
ОБЪЯВЛЕНИЯ
•  МОДЕРНИЗАЦИЯ РЫНКА ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
7 декабря 2017 г. в Москве состоится конференция «Модернизация рынка оказания квалифицированной юридической помощи: приоритетные направления реформы»

•  ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ АДВОКАТА С ДОВЕРИТЕЛЕМ
6 декабря 2017 г. в Москве состоится открытая дискуссия «Основные этические принципы во взаимоотношениях адвоката с доверителем (подзащитным). Доверие и эффективность: как этого добиться»

•  КОНФЕРЕНЦИЯ НАПКА
16 ноября 2017 г. в Москве НАПКА организует «Конференцию НАПКА Осень-2017»

•  IV ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ СТРАН БРИКС
С 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве пройдет IV Юридический форум стран БРИКС

•  МОЛОДЫЕ ЮРИСТЫ РОССИИ – 2017
2–3 декабря в Москве пройдет IV Международный образовательный форум «Молодые юристы России – 2017»

•  РАБОТА АДВОКАТА В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
C 1 декабря 2017 г. по 17 февраля 2018 г. на базе Школы адвоката АП Ставропольского края пройдет Всероссийский очно-дистанционный курс

•  ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
С 22 ноября 2017 г. по 16 февраля 2018 г. будет проведен курс «Семейное право и права человека. Международные стандарты защиты прав ребенка и взрослого»

Другие объявления

© 2007—2017 «Новая адвокатская газета»
Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную
для пользователей до 16 лет.