На сайте размещены только некоторые материалы "АГ".
Полную версию газеты можно получить, подписавшись на нее.
  Н О В А Я   А Д В О К А Т С К А Я   Г А З Е Т А  
ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ РФ
twitter facebook vkontakte RSS telegram
СВЕЖИЙ НОМЕР

Читайте № 24 за 2017 г.
ПЕЧАТНАЯ "АГ"
Рубрики
Подшивка
Архив
ADVGAZETA.RU
Выбор редакции
Разделы и отрасли права
Интервью
Блоги
Все записи
Разделы и отрасли права
Блогеры
Стать блогером
Новости
Правовое просвещение
Казусы из практики
Объявления
Ежедневная рассылка
Фоторепортажи
СОТРУДНИЧЕСТВО
О нас
Авторам
Партнеры
Реклама
КОНТАКТЫ

Адрес редакции:

119002, г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43

Тел.: (495) 787-28-35
Тел./факс: (495) 787-28-36

E-mail:
advgazeta@mail.ru

Блоги

ПРАВО НА ЗАЩИТУ. ВЗГЛЯД ИЗ ЕВРОПЫ

Адвокат АП Москвы

Лисаев Олег

2015-09-07


Верховный Суд РФ неоднократно указывал, что в уголовном процессе должна учитываться практика Европейского Суда по правам человека. Что же рекомендует ЕСПЧ в своих постановлениях российскому правосудию?

– Обвиняемому должна быть предоставлена возможность воспользоваться помощью адвоката, как правило, уже на начальных стадиях допроса в полиции. Это право может подлежать установленным законом ограничениям, но только при достаточном на то основании. Если такое ограничение было допущено, то необходимо убедиться, не лишило ли обвиняемого наложенное ограничение в свете всего судебного разбирательства права на справедливое рассмотрение его дела.

– Право на защиту безвозвратно утрачивается, когда признательные показания, сделанные во время допроса в полиции без доступа к адвокату, используются для осуждения.

– Свидетелем является любое лицо, чьи показания, зафиксированные органами следствия, используются национальными судами в качестве доказательств по делу вне зависимости от того, в какой форме имела место такая фиксация.

– Документы и протоколы следственных действий, содержанием которых по существу является запись показаний конкретного лица (объяснения, протоколы опознания, очной ставки, следственного эксперимента, проверки показаний на месте, освидетельствования, явка с повинной) следует рассматривать именно как показания и на них распространяется право обвиняемого на участие защитника. Нарушение этого права приводит к невозможности использования данных материалов для обоснования обвинительного приговора суда.

– Обвиняемый, как только он лишается свободы, имеет право на помощь адвоката независимо от того, подвергается ли он допросам. Справедливость судебного разбирательства предполагает, что обвиняемый имеет возможность получить всю необходимую помощь адвоката, которая может заключаться в обсуждении с адвокатом ситуации, организации защиты, поиске доказательств в пользу обвиняемого, подготовке к допросу, поддержке обвиняемого в бедственном положении и контроле адвокатом условий содержания под стражей. Если ограничение права лишенного свободы лица на допуск к нему адвоката не было оправданным, то нет необходимости анализировать, какой эффект это оказало на судебное разбирательство по делу: в этом случае право на справедливое судебное разбирательство непоправимо нарушено.

– Вывод об отсутствии юридической помощи при допросе можно сделать и в том случае, когда не проводилось следственных и иных процессуальных действий, результатом которых стала бы письменная фиксация показаний лица (посещения обвиняемого в изоляторе временного содержания сотрудниками полиции для «бесед» без защитника).

– Председательствующий судья является основным защитником справедливости судопроизводства и не может быть освобожден от обязательства, связанного с разъяснением обвиняемому его процессуальных прав и обязанностей, а также с контролем по их надлежащему выполнению.

– Обязанность государства предоставить бесплатную юридическую помощь не исчерпывается одним только назначением защитника, так как назначенный адвокат может умереть, серьезно заболеть, в течение длительного периода быть лишен возможности действовать или уклоняться от выполнения своих обязанностей. Власти, если они уведомлены о возникшем положении, должны либо его заменить, либо заставить выполнять свои обязанности.

– Государство не отвечает за ошибки, допущенные адвокатом при оказании бесплатной правовой помощи. Оно должно вмешиваться только в случае, если ошибка адвоката очевидна и на нее обращают внимание.

– На суд возлагается обязанность обеспечить обвиняемого в случае необходимости помощью переводчика и решение этого вопроса не может зависеть от мнения стороны защиты.

– Право обвиняемого требовать предоставления защитника по его выбору не является абсолютным. Суд вправе не принимать во внимание выбор обвиняемого и назначить ему защитника, когда это необходимо для обеспечения интересов правосудия, даже вопреки возражениям обвиняемого или просьбы о том, что он будет защищать себя лично. При этом суд должен учитывать сложность дела, степень тяжести наказания, грозящего обвиняемому, способность обвиняемого адекватно представить свое дело без помощи защитника.

– Если обвиняемый участвует в судебном процессе посредством видеосвязи либо имеет физические недостатки, суд обязан предоставить ему защитника, даже если он и не просит об этом.

– Обвиняемый имеет право общаться со своим адвокатом за пределами слышимости третьего лица. Адвокат может совещаться со своим клиентом и получать от него конфиденциальные инструкции без постороннего наблюдения. Государство может ограничивать конфиденциальные контакты с защитником только в исключительных обстоятельствах (угроза безопасности, в частности в делах о терроризме и организованной преступности). Любое ограничение не должно мешать эффективной юридической помощи и производится на основании достаточно определенного закона. Цензура переписки обвиняемого с адвокатом и бумаг, подготовленных адвокатом к свиданию с клиентом, должна иметь разумное основание.

– Использование видеосвязи в судебном процессе должно гарантировать возможность для обвиняемого участвовать в процессе и быть выслушанным без технических препятствий, обеспечивать эффективное общение с адвокатом без свидетелей.

– При проведении обыска у адвоката, изъятия документов, прослушивания его переговоров власти должны иметь непреодолимую причину для вмешательства в тайну коммуникаций адвоката или в его рабочие документы. Для решения вопроса – не нарушаются ли права, предусмотренные Конвенцией, учитываются: тяжесть преступления, в связи с которым производится обыск и изъятие документов; наличие судебного разрешения; основано ли это разрешение на разумном подозрении и были ли разумно ограничены масштабы обыска; каким образом был произведен обыск и был ли он проведен в присутствии независимого наблюдателя, чтобы в ходе обыска не были затронуты материалы, содержащие адвокатскую тайну; степень возможных последствий для работы и репутации лица, у которого был проведен обыск.

– Вызов адвоката на допрос по уголовному делу, в котором он осуществляет защиту, может повлиять на справедливость судебного разбирательства, если такой вызов мог оказывать сдерживающее влияние на защитника.

– Суд должен принять действенные меры для полного выполнения обязанностей назначенным защитником перед обвиняемым (предоставить время и возможности).


Другие публикации автора

ПРАВО НА ЗАЩИТУ

Важнейшее постановление ВС РФ «О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве» требует подробного анализа

О РЕФОРМЕ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Депутаты предложили кардинально изменить регулировании практически всех институтов наследственного права

NOTA BENE

С мнением Александра Севрюкова полностью согласен. Однако есть ряд важных моментов, которым необходимо уделить повышенное внимание

ОПРОС "АГ"

Как часто вам встречаются иностранные граждане в качестве представителей в российских судах?

Не встречал никогда
Встречал, но давно
Встречал 1-2 раза
Встречаю часто
Встречаю всегда

Подробнее
НОВОСТИ
•  17.11.2017
НЕДЕЛЯ «АГ»
Главные адвокатские новости, опубликованные на сайте в течение недели

•  17.11.2017
ОПУБЛИКОВАН ПОРЯДОК ТРАНСЛЯЦИИ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ урегулировал вопросы организации и проведения трансляции заседаний в судах

•  17.11.2017
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ОТВЯЗАНЫ ОТ МРОТ
Госдума приняла закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс, которые затрагивают в том числе адвокатов

•  17.11.2017
ПРОСЬБА К СУДУ НЕ ПРЕРЫВАТЬ АДВОКАТА
Сахалинская адвокатская палата обратилась к судейскому корпусу с просьбой не прерывать выступления адвокатов

•  17.11.2017
МВД ВЫПЛАТИТ ДОЛГИ АДВОКАТАМ
Адвокаты АП Свердловской области возобновили участие в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателей и следователей областного УМВД

Другие новости
ОБЪЯВЛЕНИЯ
•  МОДЕРНИЗАЦИЯ РЫНКА ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
7 декабря 2017 г. в Москве состоится конференция «Модернизация рынка оказания квалифицированной юридической помощи: приоритетные направления реформы»

•  ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ АДВОКАТА С ДОВЕРИТЕЛЕМ
6 декабря 2017 г. в Москве состоится открытая дискуссия «Основные этические принципы во взаимоотношениях адвоката с доверителем (подзащитным). Доверие и эффективность: как этого добиться»

•  КОНФЕРЕНЦИЯ НАПКА
16 ноября 2017 г. в Москве НАПКА организует «Конференцию НАПКА Осень-2017»

•  IV ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ СТРАН БРИКС
С 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве пройдет IV Юридический форум стран БРИКС

•  МОЛОДЫЕ ЮРИСТЫ РОССИИ – 2017
2–3 декабря в Москве пройдет IV Международный образовательный форум «Молодые юристы России – 2017»

•  РАБОТА АДВОКАТА В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
C 1 декабря 2017 г. по 17 февраля 2018 г. на базе Школы адвоката АП Ставропольского края пройдет Всероссийский очно-дистанционный курс

•  ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
С 22 ноября 2017 г. по 16 февраля 2018 г. будет проведен курс «Семейное право и права человека. Международные стандарты защиты прав ребенка и взрослого»

Другие объявления

© 2007—2017 «Новая адвокатская газета»
Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную
для пользователей до 16 лет.