ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона № 149566-5 «О внесении изменений
в статьи
16 и 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых
и
обвиняемых в совершении преступлений», вносимый депутатами
Государственной Думы
В.В. Бобыревым, М.И. Гришанковым, А.К. Луговым,
А.М. Розуваном
Законопроект направлен на снижение уровня качества оказания юридической помощи и затруднение доступа к правосудию. <…>
Авторы законопроекта предлагают внести в ст. 16 и 18 Федерального
закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений» изменения, согласно которым права
подозреваемых и обвиняемых на получение ими юридической помощи будут
ограничены. <…>
Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 октября 2001 г. № 14-П
были признаны не соответствующими Конституции РФ положения, согласно
которым регулирование конституционного права на помощь адвоката
(защитника) допускается ведомственными нормативными актами.
Решением Верховного Суда РФ от 31 октября 2007 г. № ГКПИ07-1188,
оставленном без изменения определением Верховного Суда РФ от 29 января
2008 г. № КАС07-730, в частности, признано, что установление правила,
согласно которому пользование адвокатами (защитниками) техническими
средствами связи, компьютерами, кино,- фото-, аудио-, видео- и
множительной аппаратурой без разрешения начальника СИЗО или лица его
замещающего, ставит возможность свиданий обвиняемого (подозреваемого) с
защитником в зависимость от руководства СИЗО.
Между тем, ч. 2 ст. 48 Конституции РФ предусматривает, в частности, что
каждый задержанный, заключенный под стражу имеет право пользоваться
помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания,
заключения под стражу. Оказание такой помощи в полном объеме может быть
возможно, в том числе, и с помощью использования технических средств.
Запрет на использование технических средств затрудняет реализацию
конституционного права (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ) этих лиц на
получение квалифицированной юридической помощи.
Статья 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», устанавливающая
полномочия адвоката, предусматривает право адвоката беспрепятственно
встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих
конфиденциальность, а также при этом использовать технические средства.
Следует иметь в виду, что лица, содержащиеся под стражей до вступления
в отношении их в законную силу обвинительного приговора суда, считаются
невиновными.
В принципе 8 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию
или заключению в какой бы то ни было форме указано, что к таким лицам
применяется режим, соответствующий их статусу неосужденных лиц. В
принципе 18 говорится, в частности, что задержанному или находящемуся в
заключении предоставляется необходимое время и условия для проведения
консультаций со своим адвокатом. Свидания задержанного или находящегося
в заключении лица с его адвокатом могут иметь место в условиях,
позволяющих должностному лицу правоохранительных органов видеть их, но
не слышать.
Кроме того, защитники, находясь в местах содержания под стражей, с
помощью технических средств могут более эффективно оказывать содействие
доступу к правосудию лиц, содержащихся под стражей. Это соображение
исходит из положений ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которым
деятельность адвокатов направлена на обеспечение доступа к правосудию.
Согласно ч. З ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на
основе состязательности и равноправия сторон. В ходе предварительного
следствия дознаватели, следователи могут беспрепятственно, без
ограничений пользоваться множительной техникой, средствами связи,
компьютерами, в том числе и в местах содержания под стражей.
Предлагаемые изменения идут вразрез с принципом состязательности в
уголовном судопроизводстве.
Ссылка в пояснительной записке к законопроекту о том, что штатная
численность дежурных смен следственных изоляторов
уголовно-исполнительной системы не всегда позволяет обеспечить
постоянное наблюдение за ходом проведения свидания подозреваемых и
обвиняемых, не может являться оправданием нарушения их прав.
Проектом закона также предлагается внести изменения, согласно которым
могут прерываться свидания защитника с подозреваемыми и обвиняемыми в
случае попытки передачи запрещенных к хранению и использованию
предметов, веществ и продуктов питания.
Однако в законопроекте не указано, каким именно органом прерываются
свидания. Подозреваемому или обвиняемому могут передаваться запрещенные
к хранению и использованию предметы, вещества и продукты питания
дознавателем, следователем, а также другими лицами, которые находятся в
местах содержания под стражей. Эти случаи имеют место. Поэтому в
проекте закона на это обстоятельство следует обращать внимание.
С учетом изложенного проект федерального закона нуждается в доработке.