Проекты ВО ГЛАВЕ УГЛА – КАЧЕСТВО Повысить уровень профессионализма представителей сторон в судах способно только адвокатское сообщество
С точки зрения составителей проекта федерального закона «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», качество оказания правовой помощи существенно повысится, если к представителям граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах ввести критерий наличия высшего юридического образования, полученного по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе. Так ли это? Заострим внимание на ряде моментов.
Стандартизация вузовских программ по юриспруденции
Как отмечается в литературе, целью разработки соответствующих стандартов и их актуализации является преодоление разрыва между высшим юридическим образованием, полученным выпускниками в вузах, и потребностями работодателей, которые отмечают неподготовленность недавних выпускников к профессиональной деятельности. Преодолеть этот разрыв невозможно, исходя только из представлений высшей школы о его содержании, даже научно обоснованных. Образовательные стандарты по юриспруденции должны быть скоординированы с профессиональными стандартами. Именно в таком контексте стандарты могут обеспечить требуемое современным рынком труда качество образования1. Как известно, пока этого достичь не удалось.
Освоение практических навыков
Российскую модель подготовки юристов отличает, как правило, незначительная роль практики в обучении. Например, в германской системе подготовки юристов соотношение теоретической и практической частей составляет 66,9% к 33,1%, а в российской – 93,5% к 6,5%. Профессионализм выпускника в России оценивается в основном с позиций овладения теоретическими знаниями и лишь в незначительной степени – навыками правоприменения и профессиональными компетенциями. Федеральное законодательство об образовании не регламентирует проведения юридической практики, оставляя этот вопрос на усмотрение вузов, не предусматривает обязательной практики в суде.
В Германии в процессе обучения проводится стажировка, включающая четыре этапа. Первый этап – работа в судейской канцелярии (4–6 месяцев), второй этап – работа в окружной прокуратуре (6–8 месяцев), третий этап включает работу в муниципальных органах власти (9–11 месяцев) и, наконец, четвертый – это работа в качестве адвоката (9–12 месяцев). После такой стажировки студент должен сдать второй государственный экзамен, который принимает специальная экспертная экзаменационная комиссия, состоящая из профессоров права и судей2.
Андрей ЛИСИЦЫН-СВЕТЛАНОВ,
академик РАН, адвокат АП г. Москвы, старший партнер МКА «Юридическая фирма “ЮСТ”»
Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 20 за 2017 г.
1 См.: Леонова Т.Ю. Федеральные государственные образовательные стандарты в сфере юриспруденции как гарантия права на высшее юридическое образование // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2.
2 Подробнее об этом см.: Лапшина И.Е., Аркадьева Т.А., Валеева М.А. Юридическое образование за рубежом (опыт США и ФРГ) // Концепт. 2014. № 12. Назад
|
На сайте размещены только некоторые материалы "АГ". Полную версию газеты можно получить, подписавшись на нее. |
|