Адрес редакции:
119002, г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43
Тел.: (495) 787-28-35
Тел./факс: (495) 787-28-36
E-mail:
advgazeta@mail.ru |
|
Дискуссия АДВОКАТСКОЕ СОГЛАШЕНИЕВсего несколько слов в честь соглашения об оказании юридической помощиВ настоящее время активно дискутируется вопрос о возможности отказа адвоката от исполнения обязанностей по защите (представительству) доверителя. Автор, не претендуя на то, чтобы предложить универсальное решение, анализирует соглашение об оказании юридической помощи (далее – адвокатское соглашение) и порядок его расторжения с точки зрения цивилистики.
1. Квалификация адвокатского соглашения как гражданско-правового договора
В публикациях, выступлениях и судебной практике периодически предпринимаются попытки квалификации адвокатского соглашения в качестве договора поручения (гл. 49 ГК РФ), договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ) и даже смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ)1.
Полагаю, что для квалификации адвокатского соглашения в качестве одного из перечисленных договоров нет достаточных нормативно-правовых оснований.
1.1. Адвокатское соглашение – это не договор поручения и не договор возмездного оказания услуг
В первоначальной редакции Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатской деятельности), действительно, содержалось указание на то, что судебное представительство доверителя адвокат осуществляет на основании договора поручения, а остальные виды юридической помощи оказываются адвокатом на основании договора возмездного оказания услуг. Однако в декабре 2004 г. это указание было исключено из Закона об адвокатской деятельности2.
Следовательно, в настоящее время законодательные предпосылки для квалификации адвокатского соглашения в качестве договора поручения или возмездного оказания услуг отсутствуют.
Более того, нет и оснований для применения к адвокатскому соглашению положений закона об этих договорах на субсидиарной основе. Такое применение допускается лишь в случае прямого указания закона. Например, ст. 783 ГК РФ содержит указание на применение к договору возмездного оказания услуг положений о подряде и бытовом подряде.
Указание на субсидиарное применение к адвокатскому соглашению положений о договорах подряда или возмездного оказания услуг в законе отсутствует. В связи с этим обозначение одной из сторон адвокатского соглашения термином «доверитель», который применяется и к договору поручения, не может иметь правового значения. Точно так же идентичность наименований сторон в соответствующих договорах не превращает договор аренды в договор найма жилого помещения, договор подряда – в договор возмездного оказания услуг, а договор займа – в кредитный договор и наоборот.
Василий РАУДИН,
советник ФПА РФ, ассоциированный партнер,
руководитель группы Юридической фирмы «ЮСТ» по делам о банкротстве,
адвокат АП г. Москвы
Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 1 за 2017 г.
1 Обзор вариантов квалификации адвокатского соглашения см.: Токмаков И.С. Соглашение об оказании юридической помощи: монография. М., 2012. С. 10.
2 Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"».
Назад
|
На сайте размещены только некоторые материалы "АГ". Полную версию газеты можно получить, подписавшись на нее. |
|
|
|