На сайте размещены только некоторые материалы "АГ".
Полную версию газеты можно получить, подписавшись на нее.
  Н О В А Я   А Д В О К А Т С К А Я   Г А З Е Т А  
ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ РФ
twitter facebook vkontakte RSS telegram
СВЕЖИЙ НОМЕР

Читайте № 24 за 2017 г.
ПЕЧАТНАЯ "АГ"
Рубрики
Подшивка
Архив
ADVGAZETA.RU
Выбор редакции
Разделы и отрасли права
Интервью
Блоги
Все записи
Разделы и отрасли права
Блогеры
Стать блогером
Новости
Правовое просвещение
Казусы из практики
Объявления
Ежедневная рассылка
Фоторепортажи
СОТРУДНИЧЕСТВО
О нас
Авторам
Партнеры
Реклама
КОНТАКТЫ

Адрес редакции:

119002, г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43

Тел.: (495) 787-28-35
Тел./факс: (495) 787-28-36

E-mail:
advgazeta@mail.ru

1/2016 (210)

Проблема

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ЗАЩИТЕ ПРАВ

О реализации законодательства об адвокатской деятельности и государственной уголовной политики

Более 13 лет назад в России началась реформа законодательства об адвокатской деятельности, а по сути – формирование нового, основанного на многолетнем опыте российской, советской и зарубежной адвокатуры законодательства. Впервые в российском государстве оно определило не только вопросы функционирования и внутрикорпоративного устройства, но и позволило существенно укрепить соблюдение прав человека путем законодательного усиления возможности их защиты профессиональными юристами – адвокатами и создало законодательную базу для обеспечения профессиональных прав самих адвокатов – основных субъектов оказания квалифицированной юридической помощи.

Принятие в 2002 г. Закона об адвокатуре явилось важнейшим событием оздоровления социально-политической обстановки и правовой ситуации в России и оказало позитивное влияние на реформирование всей системы российского и прежде всего уголовного законодательства.

Оценка взаимозависимости и влияния положений Закона об адвокатуре и уголовного, а также уголовно-процессуального законодательства РФ, несмотря на общую «нацеленность» на обеспечение эффективной защиты жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства человека, собственности и других жизненно важных интересов человека в обществе и государстве, показывает их несогласованность. Одной из главных проблем является проблема адекватности уголовного законодательства и практики правоприменения фундаментальным принципам и положениям Закона об адвокатуре. Речь идет и о полной зависимости в уголовном судопроизводстве адвоката-защитника от представителей органов власти – следователей, прокуроров, без согласия которых адвокат не может, в частности, приобщить к материалам уголовного дела ни одно доказательство или любой документ, и нередко несоблюдение положений статуса адвоката, его иммунитета и т.д.

В современных условиях особую актуальность и значимость приобретают вопросы формирования актуальной и адекватной современным общественно-политическим и экономическим реалиям государственной уголовной политики, учитывающей развитие законодательства об адвокатской деятельности.

Вызывает, по меньшей мере, удивление тот факт, что за последние более чем 20 лет в России были приняты более 200 законов и множество подзаконных актов, касающихся тех или иных концепций и определяющих положения государственной политики в различных сферах государства и общества. Например, молодежной и демографической политики, образования, здравоохранения, культуры, но среди них отсутствует документ, определяющий уголовную политику.

Попытки разработки концепции уголовной политики предпринимались и раньше. Первый вариант концепции появился в конце 1997 г. в форме документа – проекта «Основ государственной политики борьбы с преступностью в России» и вслед за этим проект Совета Безопасности при Президенте РФ определил приоритеты развития уголовной политики. Именно в этих документах более 20 лет назад были впервые сформулированы цели, задачи, этапы реализации и правовой механизм осуществления основных положений уголовной политики. В последующие годы также предпринимались серьезные попытки разработать концепцию государственной уголовной политики, например, проект, подготовленный в 2012 г. Общественной палатой. Но до настоящего времени ни концепции, ни программы или согласованного плана подготовки законопроектных документов, определяющих уголовную политику, в форме какого-либо официального документа нет.

Очевидно, именно отсутствие к моменту принятия ныне действующего Уголовного кодекса РФ официально одобренной и утвержденной на уровне федерального закона государственной уголовной политики отрицательно отразилось на последующем реформировании, что повлекло его постоянные и бессистемные изменения, а также непоследовательность и противоречивость соответствующих подходов и, в конечном счете, отсутствии не только стратегии по противодействию преступности, но и вразумительной стратегии законодательного обеспечения эффективной организации профессиональной защиты подозреваемых, обвиняемых, потерпевших.

Ученые и юристы-практики признают, что постоянное реформирование уголовного законодательства – это негативное явление, даже несмотря на определенные позитивные изменения отдельных уголовно-правовых норм. За прошедший пятнадцатилетний период действия уголовного законодательства в него вносилось большое количество непродуманных и даже противоречащих общей концепции уголовного законодательства изменений и дополнений. Так, например, только в УК РФ внесено уже более 2000 поправок, причем, в Общую часть УК РФ – более 230.

К настоящему времени лишь в одной из самых важных и актуальных для развития экономики и предпринимательства главе 21 УК РФ «Преступления против собственности» не осталось без корректировки ни одной статьи. Более того, все они корректировались по несколько раз. А к одной статье – 159 УК РФ «Мошенничество» – было добавлено еще шесть. Причем непонятно, с какой целью включены статьи мошенничество в сфере кредитования, страхования и т.п. Мошенничество как способ завладения чужим имуществом не меняется, а уж если это может иметь значение (в чем автор сомневается), можно включить сферы мошенничества в качестве квалифицирующих признаков в ст. 159 УК РФ. Таких примеров можно было бы привести огромное количество. И эта чехарда существенно отражается на качестве закона, отнюдь не повышает защищенность в данных сферах, а требует «наработки» практики правоприменителей и защиты.

Адвокатское сообщество вынуждено постоянно доводить до сведения законодателя свою правовую позицию по качеству уголовно-правового регулирования в ответ на непрекращающиеся попытки реформирования уголовного законодательства в направлении, как правило, понижения уровня реализации конституционных прав и свобод и, в том числе, профессиональных прав адвокатов. В основном это касается, к сожалению, правовых позиций по реформированию лишь уголовно-процессуального законодательства.

Например, о попытке введения в УПК РФ института установления объективной истины по уголовному делу или предоставления подозреваемому права на телефонный звонок в целях уведомления близких родственников и близких лиц о своем задержании и месте нахождения, или по созданию дополнительных гарантий законности при задержании подозреваемого, или по установлению срока для ознакомления с материалами уголовного дела и заявления адвокатом ходатайств и др. Федеральная палата адвокатов РФ прямо указывает, что некоторые корректировки могут нарушить основополагающие принципы права, в частности, равенства сторон, права на состязательность и т.п.

Следует согласиться с мнением известных ученых-юристов о том, что чрезмерно активное реформирование уголовного законодательства свидетельствует о некоем кризисе уголовно-правового регулирования и, более того, о необходимости подготовки новых УК и УПК, несмотря на то, что в настоящее время рассматривается возможность создания единого (универсального) процессуального кодекса.

Актуальная государственная уголовная политика должна быть направлена, в частности, на согласованную и комплексную разработку интегрированного с Законом об адвокатуре документа, нацеленного на системную реализацию в уголовном законодательстве: во-первых, научно-обоснованных и соответствующих уровню современных общественных отношений уголовно-правовых и процессуальных норм и институтов; во-вторых, фундаментальных принципов организации квалифицированной юридической помощи путем интеграции уголовного и процессуального законодательства с законодательством об адвокатской деятельности; в-третьих, разработку и реализацию новой системы непрерывного профессионального образования всех категорий участников уголовного судопроизводства через систему повышения квалификации, сдачи профессиональных экзаменов и получения сертификата-допуска.

Все сформулированные направления должны осуществляться на основе юридически обязывающего документа, утвержденного Указом Президента РФ либо постановлением Правительства РФ.

По мнению автора, уголовная политика – это, прежде всего, концепция, которая воплощает в себе не только идеологию борьбы с преступностью, но и организацию профессиональной защиты прав человека адвокатами как обязательными участниками уголовного судопроизводства. И именно концепция способна сделать эту деятельность осмысленной и интеллектуально обеспеченной, гарантируя одновременно наличие в государстве эффективных средств правовой защиты. И анализ современного реформирования российского уголовного законодательства наглядно иллюстрирует это утверждение.

Формирование концепции уголовной политики должно являться приоритетной задачей не только государства, но и профессиональных институтов гражданского общества, важнейшим из которых является российская адвокатура.

Такая концепция фактически должна стать фундаментом для создания нового стабильного уголовного законодательства и главным ориентиром не только при решении задач борьбы с преступностью, но и при создании эффективной системы квалифицированной защиты прав и свобод профессиональными юристами – адвокатами. При таком подходе в законодательстве и в правоприменении может быть действительно реализован принцип сбалансированности интересов личности, общества и государства и основные принципы, подходы и стандарты международного права и положения, предусмотренные ст. 48 Конституции РФ.

Рассматривая концепцию уголовной политики, исходя из изложенных подходов, можно сформулировать некоторые предложения:

1. Концепцию уголовной политики необходимо формировать в широком контексте и в единой связи уголовного и процессуального законодательства и законодательства об адвокатской деятельности.

Для согласования законодательной терминологии целесообразно предусмотреть создание единого законодательного тезауруса, так как в настоящее время в разных отраслях законодательства (а иногда внутри одной отрасли) используется разная терминология.

2. Активное участие адвокатского сообщества в формировании концепции уголовной политики как основы создания нового уголовного и процессуального законодательства позволит укрепить правовое положение и статус адвоката как обязательного и постоянного участника уголовного судопроизводства.

3. В рамках научной, методической и консультативной деятельности Федеральной палаты адвокатов РФ можно рекомендовать создание рабочей группы по формированию проекта концепции уголовной политики, имея в виду необходимость формирования нового подхода к защите прав и свобод участников уголовного судопроизводства, фундаментальным вопросам охраны прав и свобод человека, безопасности государства, общества и личности. Основой концепции уголовной политики, возможно, должна стать концепция нового УК РФ, так как процессуальное законодательство базируется на материальном уголовном праве, определяющем вопросы и проблемы уголовной ответственности, создания доказательственной базы, системы наказаний, освобождения от наказания и т.п.

Наум СОНЬКИН,
д.ю.н., профессор, член НКС ФПА РФ
Назад




На сайте размещены только некоторые материалы "АГ".
Полную версию газеты можно получить, подписавшись на нее.
ОПРОС "АГ"

Как часто вам встречаются иностранные граждане в качестве представителей в российских судах?

Не встречал никогда
Встречал, но давно
Встречал 1-2 раза
Встречаю часто
Встречаю всегда

Подробнее
НОВОСТИ
•  17.11.2017
НЕДЕЛЯ «АГ»
Главные адвокатские новости, опубликованные на сайте в течение недели

•  17.11.2017
ОПУБЛИКОВАН ПОРЯДОК ТРАНСЛЯЦИИ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ урегулировал вопросы организации и проведения трансляции заседаний в судах

•  17.11.2017
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ОТВЯЗАНЫ ОТ МРОТ
Госдума приняла закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс, которые затрагивают в том числе адвокатов

•  17.11.2017
ПРОСЬБА К СУДУ НЕ ПРЕРЫВАТЬ АДВОКАТА
Сахалинская адвокатская палата обратилась к судейскому корпусу с просьбой не прерывать выступления адвокатов

•  17.11.2017
МВД ВЫПЛАТИТ ДОЛГИ АДВОКАТАМ
Адвокаты АП Свердловской области возобновили участие в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателей и следователей областного УМВД

Другие новости
ОБЪЯВЛЕНИЯ
•  МОДЕРНИЗАЦИЯ РЫНКА ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
7 декабря 2017 г. в Москве состоится конференция «Модернизация рынка оказания квалифицированной юридической помощи: приоритетные направления реформы»

•  ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ АДВОКАТА С ДОВЕРИТЕЛЕМ
6 декабря 2017 г. в Москве состоится открытая дискуссия «Основные этические принципы во взаимоотношениях адвоката с доверителем (подзащитным). Доверие и эффективность: как этого добиться»

•  КОНФЕРЕНЦИЯ НАПКА
16 ноября 2017 г. в Москве НАПКА организует «Конференцию НАПКА Осень-2017»

•  IV ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ СТРАН БРИКС
С 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве пройдет IV Юридический форум стран БРИКС

•  МОЛОДЫЕ ЮРИСТЫ РОССИИ – 2017
2–3 декабря в Москве пройдет IV Международный образовательный форум «Молодые юристы России – 2017»

•  РАБОТА АДВОКАТА В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
C 1 декабря 2017 г. по 17 февраля 2018 г. на базе Школы адвоката АП Ставропольского края пройдет Всероссийский очно-дистанционный курс

•  ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
С 22 ноября 2017 г. по 16 февраля 2018 г. будет проведен курс «Семейное право и права человека. Международные стандарты защиты прав ребенка и взрослого»

Другие объявления

© 2007—2017 «Новая адвокатская газета»
Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную
для пользователей до 16 лет.