На сайте размещены только некоторые материалы "АГ".
Полную версию газеты можно получить, подписавшись на нее.
  Н О В А Я   А Д В О К А Т С К А Я   Г А З Е Т А  
ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ РФ
twitter facebook vkontakte RSS telegram
СВЕЖИЙ НОМЕР

Читайте № 24 за 2017 г.
ПЕЧАТНАЯ "АГ"
Рубрики
Подшивка
Архив
ADVGAZETA.RU
Выбор редакции
Разделы и отрасли права
Интервью
Блоги
Все записи
Разделы и отрасли права
Блогеры
Стать блогером
Новости
Правовое просвещение
Казусы из практики
Объявления
Ежедневная рассылка
Фоторепортажи
СОТРУДНИЧЕСТВО
О нас
Авторам
Партнеры
Реклама
КОНТАКТЫ

Адрес редакции:

119002, г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43

Тел.: (495) 787-28-35
Тел./факс: (495) 787-28-36

E-mail:
advgazeta@mail.ru

17/2013 (154)

Первая полоса

МИНУС ШЕСТЬДЕСЯТ МИЛЛИАРДОВ

Ежегодный ущерб бюджету России вследствие оттока капитала оценивается в среднем в 60 млрд долларов. Как вернуть деньги на «родину бизнеса» и прекратить «эксцессы правоприменения»?

Палата налоговых консультантов

Россия не единственная страна, перед которой стоит проблема утечки капитала и неисполнения соответствующих налоговых обязательств. На состоявшейся 14 августа в офисе Палаты налоговых консультантов встрече с журналистами специалисты в сфере международного налогообложения проанализировали проект мировой налоговой реформы.

Мнениями обменялись представители Палаты налоговых консультантов – Татьяна Йоффе (директор), Илья Кучеров (руководитель Научно-экспертного совета, заместитель руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора), Фёдор Гудков (заместитель руководителя Научно-экспертного совета) – и консалтинговых фирм: Владимир Гидирим (Ernst & Young), Степан Гузей (Lidings), Александр Захаров (Paragon Advice Group), Андрей Кириллов (Бейкер Тилли Русаудит), Дмитрий Парамонов (МКА «ФБК-ПРАВО»).

Мировой план действий
На встрече министров финансов стран «Большой двадцатки», состоявшейся 19 июля в Москве, был представлен план действий, направленных на предотвращение размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения. Стороны договорились о применении плана в глобальном формате, и эти обязательства должны быть приняты на саммите «Двадцатки», который состоится в сентябре в Санкт-Петербурге.

Предусмотренный планом комплекс действий по деофшоризации экономик развитых стран с традиционной системой налогообложения вызван объективной необходимостью: в условиях мирового экономического кризиса и увеличения расходов на социальные нужды их бюджеты нуждаются в дополнительных источниках поступлений, а уровень национального налогообложения уже практически на пределе. В настоящее время основные держатели активов в офшорных зонах – транснациональные компании (по данным Всемирного банка, лишь около миллиона человек получают выгоду от средств, размещенных в офшорах).

Переход к новой международной налоговой политике идет практически уже в течение 10 лет: по данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), в этот период различные государства (в том числе Германия, Франция, США) заключили с офшорами около 900 соглашений об обмене налоговой информацией. Россия таких соглашений не заключала, но присоединилась к Стокгольмской конвенции, которая предусматривает автоматический обмен информацией. Страны «Восьмерки» активно предпринимают шаги к тому, чтобы создать всеобщую мировую автоматизированную систему раскрытия информации (единый реестр бенефициарных собственников). Некоторые офшорные зоны уже создают централизованный реестр, и если они также присоединятся к Стокгольмской конвенции, то соответствующая информация будет доступна для налоговых органов стран ОЭСР.

План действий по налоговой реформе, к которому должна присоединиться Россия, ОЭСР обнародовала в июле 2013 г. Он включает, в частности: налогообложение доходов от электронной коммерции в странах, откуда эти доходы поступают; устранение так называемых гибридных несоответствий в законодательствах, ведущих к злоупотреблениям в налоговой практике (например, платеж в налоговой системе плательщика трактуется как проценты, а в налоговой системе получателя платежа – как дивиденды); борьбу с переводом прибыли за рубеж путем введения в национальные правовые системы норм, относящихся к так называемому законодательству по контролированию иностранных компаний (CFC rules) и позволяющих полученную в офшорах прибыль облагать налогом в стране резидента; ужесточение трансфертного ценообразования; введение в национальное законодательство правила об открытии агрессивных налоговых схем, согласно которому консультант обязан представить для изучения в налоговые органы ту схему сокращения налоговой базы, которую он собирается предложить бизнесу.

Ввод CFC rules в России предусмотрен Основными направлениями налоговой политики РФ и запланирован Минфином в 2015–2016 гг. По мнению экспертов, только после ввода этих правил в нашей стране будет полностью востребована процедура установления бенефициарных владельцев офшорных компаний, предусмотренная Законом о противодействии незаконным финансовым операциям. Этот закон, который 30 июня был подписан Президентом РФ, направлен на то, чтобы прекратить уклонение от налогообложения с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок.

Национальные интересы
Об актуальности действий, направленных на предотвращение оттока капитала из страны, размывание налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения, говорят приведенные Фёдором Гудковым данные: ущерб бюджету страны от недополучения налогов оценивается примерно в 60 млрд долларов в год.

Необходимость сосредоточиться на защите национальных интересов путем использования собственных налоговых механизмов отметила Татьяна Йоффе. Призыв позаботиться о «родине бизнеса», по ее словам, раздается уже во многих странах.
 
В противовес прозвучало мнение о том, что офшоры нельзя рассматривать «как некое зло», поскольку они позволяют аккумулировать капиталы, которые впоследствии реинвестируются в экономику тех стран, откуда были выведены средства.

Применительно к России, во всяком случае, это утверждение представляется небесспорным.

Во-первых, неизвестно, какая доля «утекших» денег «притекает» потом обратно (хотя потери от недополученных налогов и инфляции неизбежны даже в случае 100-процентного реинвестирования). Во-вторых, по данным Фёдора Гудкова, 62% оттока капитала (против 6% в других странах) приходится на сомнительные операции (например, невозврат выручки за поставленный товар, или непоставка товара, за который произведена предоплата, или невозврат займа). Объем таких операций за десять лет вырос в семь раз. А когда вывезенные подобным образом деньги возвращаются в страну в виде инвестиций, то это уже легальный капитал. «Если отправили деньги, товар не получили и закрыли на это глаза, значит, произошло отмывание. Мы включаемся в глобальный процесс легализации средств, нажитых незаконным путем», – считает Фёдор Гудков.

Кроме того, российские компании получают выгоду от вывоза денег через офшоры с последующим возвратом в Россию под видом иностранных инвестиций, которым предоставлен преференциальный налоговый режим. Хотя этот механизм, как отмечалось, начал работать со сбоями: купить офшорную компанию по-прежнему несложно, но открыть банковский счет в любом государстве, где хотелось бы, теперь стало непросто, так как требуется соблюдение ряда условий (например, для того чтобы открыть счет в Швейцарии, необходимо иметь крупное состояние или компанию, зарегистрированную в этой стране).

Помимо стремления легализовать капитал и «замаскировать» его под иностранные инвестиции, к причинам вывода средств в офшоры эксперты отнесли: потребность в налоговой оптимизации; неуверенность бизнеса в том, что в России возможно правовыми средствами надежно защитить собственность; наличие в зарубежных правовых системах инструментов, отсутствующих в отечественной (например, для бизнеса часто оказываются неприемлемыми длительные сроки, необходимые для регистрации юридического лица в России).

Национальные «резервы»
Серьезное препятствие для борьбы с оттоком средств из страны – возможности для перемещения капитала за границу и вывода прибыли из-под налогообложения, которые открывает действующее национальное законодательство. Это проблема не только России, но и многих развитых экономик. Сейчас они пытаются прекратить действие механизмов, обеспечивающих выход в офшоры. Так, в Англии для борьбы с налоговыми злоупотреблениями недавно было введено новое правило: недопустимыми признаются схемы, которые формально находятся в рамках закона, но фактически наносят ущерб бюджету государства.

Возможность для использования подобных схем, как отмечал один из экспертов, заложена, в частности, в российском налоговом законодательстве: положение ст. 217 НК РФ, в соответствии с которым не подлежат налогообложению операции по переводу в дар из-за рубежа средств, независимо от размера суммы, он назвал «самой кривой нормой» и заключил, что «пока все это будет так функционировать, мы ни к чему не придем в России».

Но попытки бороться со злоупотреблениями, связанными с «эксцессом правоприменения», в нашей стране также предпринимаются. Например, Следственный комитет разработал законопроект, предусматривающий прямой запрет на злоупотребление гражданским правом в сфере налогообложения. Предлагается ввести в НК РФ понятия «фиктивная хозяйственная операция», «фиктивная организация» и наделить налоговые органы и органы следствия правом определять налоговые последствия деятельности налогоплательщика без учета фиктивных операций (т.е. обязать налогоплательщиков исчислить сумму налога с учетом последствий тех сделок или иных действий, которые были совершены ими в действительности, даже если фактически совершенные действия не совпадают с их документальным оформлением).

Однако пока не сделаны шаги к решению другой проблемы: в уголовном законодательстве не сформулированы критерии, позволяющие четко отграничить преступления против государственного бюджета и налоговой системы от налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена НК РФ.

***
Летом 2013 г. начался глобальный перелом в мировой налоговой политике: система международного налогообложения, созданная «большими государствами» 50 лет назад, когда они были заинтересованы в экспорте капитала с последующим его возвратом и реинвестированием в собственные экономики, должна измениться. Но офшоры нельзя рассматривать в отрыве от среды, в которой они функционируют, и механизмов, обеспечивающих выход в них. При этом надо учитывать, что отказались от обычного порядка взимания налогов, объявив себя оффшорными зонами, такие государства, которые не имеют налогового потенциала, позволяющего формировать бюджет традиционным способом. Поэтому потребность в деофшоризации экономики заставляет, во-первых, искать справедливый баланс интересов развивающихся и развитых стран, во-вторых, гармонизировать налоговое законодательство стран, использующих традиционную систему налогообложения, в-третьих, вносить в их национальные законодательства коррективы, направленные на предотвращение налоговых злоупотреблений.

Мария ПЕТЕЛИНА,
зам. главного редактора «АГ»


Назад




На сайте размещены только некоторые материалы "АГ".
Полную версию газеты можно получить, подписавшись на нее.
ОПРОС "АГ"

Как часто вам встречаются иностранные граждане в качестве представителей в российских судах?

Не встречал никогда
Встречал, но давно
Встречал 1-2 раза
Встречаю часто
Встречаю всегда

Подробнее
НОВОСТИ
•  17.11.2017
НЕДЕЛЯ «АГ»
Главные адвокатские новости, опубликованные на сайте в течение недели

•  17.11.2017
ОПУБЛИКОВАН ПОРЯДОК ТРАНСЛЯЦИИ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ урегулировал вопросы организации и проведения трансляции заседаний в судах

•  17.11.2017
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ОТВЯЗАНЫ ОТ МРОТ
Госдума приняла закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс, которые затрагивают в том числе адвокатов

•  17.11.2017
ПРОСЬБА К СУДУ НЕ ПРЕРЫВАТЬ АДВОКАТА
Сахалинская адвокатская палата обратилась к судейскому корпусу с просьбой не прерывать выступления адвокатов

•  17.11.2017
МВД ВЫПЛАТИТ ДОЛГИ АДВОКАТАМ
Адвокаты АП Свердловской области возобновили участие в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателей и следователей областного УМВД

Другие новости
ОБЪЯВЛЕНИЯ
•  МОДЕРНИЗАЦИЯ РЫНКА ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
7 декабря 2017 г. в Москве состоится конференция «Модернизация рынка оказания квалифицированной юридической помощи: приоритетные направления реформы»

•  ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ АДВОКАТА С ДОВЕРИТЕЛЕМ
6 декабря 2017 г. в Москве состоится открытая дискуссия «Основные этические принципы во взаимоотношениях адвоката с доверителем (подзащитным). Доверие и эффективность: как этого добиться»

•  КОНФЕРЕНЦИЯ НАПКА
16 ноября 2017 г. в Москве НАПКА организует «Конференцию НАПКА Осень-2017»

•  IV ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ СТРАН БРИКС
С 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве пройдет IV Юридический форум стран БРИКС

•  МОЛОДЫЕ ЮРИСТЫ РОССИИ – 2017
2–3 декабря в Москве пройдет IV Международный образовательный форум «Молодые юристы России – 2017»

•  РАБОТА АДВОКАТА В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
C 1 декабря 2017 г. по 17 февраля 2018 г. на базе Школы адвоката АП Ставропольского края пройдет Всероссийский очно-дистанционный курс

•  ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
С 22 ноября 2017 г. по 16 февраля 2018 г. будет проведен курс «Семейное право и права человека. Международные стандарты защиты прав ребенка и взрослого»

Другие объявления

© 2007—2017 «Новая адвокатская газета»
Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную
для пользователей до 16 лет.