БЕЗОПАСНОСТЬ И ОДОБРЕНИЕ
Для чего приходят к адвокату
Доверитель приходит к адвокату за помощью. Но неверно думать, что речь идет только о юридической помощи – консультировании, представлении интересов в суде и т.д. Доверитель понимает помощь более широко, в житейском смысле этого слова, включая в нее и другие аспекты помощи – психологическую поддержку, понимание, сочувствие.
Многие из потребностей, актуальных для доверителя, не осознаются им или осознаются не в полной мере. Однако, если они не будут удовлетворены в процессе взаимодействия с адвокатом, это оставит чувство напряжения, ощущение дискомфорта, которые помешают доверителю признать и оценить полезный результат консультирования.
По мнению американского психолога А. Маслоу, у человека одновременно имеется более 10 нереализованных потребностей, которые образуют иерархию.
Потребность в безопасности
В иерархии, выстроенной А. Маслоу, этой потребности отводится второе место, сразу за физиологическими потребностями. Она включает в себя потребность в стабильности, порядке, законе, в свободе от страха, хаоса.
Потребность в безопасности здорового, удачливого представителя общества, как правило, удовлетворена. Доминирование этой потребности имеет место, когда человек попадает в критическую, экстремальную для него ситуацию, когда возникает угроза его свободе и жизни. Именно в такие моменты он, как правило, и обращается за помощью к адвокату.
Потребность в безопасности доверителя может быть выражена в разной степени. У пожилого человека, пришедшего за советом, как ему лучше распорядиться нажитым имуществом, она вряд ли будет острее, чем у других его ровесников. А вот у задержанного в СИЗО она может актуализироваться в такой степени, что не позволит ему рационально мыслить.
Опытные адвокаты знают, как трудно общаться с доверителем в такой момент. В кризисном состоянии человек утрачивает ясный взгляд на вещи, его переполняют мысли и чувства. Доверителя в таком состоянии необходимо успокоить, позволить ему выразить свои эмоции и дать понять, что подобные чувства естественны в подобных обстоятельствах. Правильным будет побеспокоиться о самочувствии доверителя, его состоянии здоровья, проявить участие и готовность помочь ему. Обсуждать сразу после задержания тактику защиты малоэффективно.
Реакция человека на опасность, связанная с пребыванием в местах, ограничивающих свободу, может быть отстроченной. Такой доверитель производит на адвоката впечатление собранного, эмоционально контролирующего ситуацию. Однако спустя некоторое время (недели, месяцы) неудовлетворенная потребность в безопасности может заявить о себе.
Потребность в безопасности пришедшего на консультацию доверителя может проявить себя в отказе назвать свое имя, сообщить конкретные фамилии, названия, адреса, в попытке рассказать о проблеме от имени «знакомого, желающего посоветоваться с адвокатом». Обеспечение условий доверительного общения, пояснение адвокатом принципа конфиденциальности может существенно снизить остроту его потребности в безопасности.
Непредсказуемость развития ситуации для доверителя усиливает его потребность в безопасности. Напротив, детальное проговаривание с адвокатом путей решения его проблемы, последствий принятых решений, предсказуемость развития ситуации помогают снизить остроту этой потребности.
Лариса СКАБЕЛИНА,
канд. психол. наук,
доцент Московского государственного юридического университета
им. О.Е. Кутафина (МГЮА)