Федеральная палата адвокатов
Российской Федерации
Председателю Государственной
Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
С.Е. Нарышкину
Копия: Председателю Комитета по труду,
социальной политике и делам ветеранов
А.К. Исаеву
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
Федеральная палата адвокатов Российской Федерации, представляю-щая интересы всех адвокатов страны, вынуждена обратиться к Вам с целью недопущения крайне негативных последствий возможного принятия проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования», находящегося на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по труду и социальной политике, в предложенной Правительством Российской Федерации редакции.
Законопроектом предлагается кратно увеличить размер страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных самозанятых граждан.
Согласно законопроекту фиксированный страховой взнос будет рас-считываться исходя из двукратного минимального размера оплаты труда в 2013 г., 2,5-кратного – в 2014 г. и 3-кратного – в 2015 г. При этом для самозанятых граждан предполагается сохранение общего тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 26 %, в то время как для плательщиков страховых взносов – работодателей продлевается действие пониженного тарифа в размере 22 %.
При действующей величине МРОТ (4611 руб.) уплачиваемый в на-стоящее время адвокатами фиксированный страховой взнос в сумме 14386 руб. возрастет в 2013 году – до 32 479 руб., а в 2015 году – до 46 845 руб.
Согласно проекту Стратегии развития пенсионной реформы до 2030 года повышение страховой нагрузки на адвокатов будет продолжаться и в дальнейшем. При этом независимо от реально получаемых адвокатами доходов размер страхового взноса будет расти в связи с систематическим увеличением размера МРОТ (вплоть до уровня прожиточного минимума), а также в результате индексации тарифа страховых взносов исходя из темпов роста среднемесячной заработной платы.
Такой подход к совершенствованию тарифной политики в отношении адвокатов представляет угрозу развитию адвокатуры, выполняющей возложенную на нее государством публично-правовую функцию по защите прав, свобод и интересов граждан, обеспечению их доступа к правосудию.
Это не громкие слова, поскольку увеличение тарифов страховых взносов станет неподъемным бременем почти для 40 тысяч адвокатов (всего в стране – 66,5 тысяч), обеспечивающих отправление правосудия в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, что, в свою очередь, вынудит их прекратить адвокатскую деятельность и встать на «бюджетное довольствие» в службу занятости.
Данное опасение основано на том, что, согласно многолетнему статистическому наблюдению Федеральной палаты адвокатов, средний размер выплат одному адвокату в месяц за участие в уголовном судопроизводстве по назначению является крайне низким: в 2008 году – 5093 руб., в 2009 году – 5909 руб., в 2010 году – 6638 руб., в 2011 году – 5915 рублей.
При этом следует учитывать, что в большинстве регионов российской глубинки этот крайне низкий заработок является единственным источником доходов адвокатов и в сочетании с инфляционным снижением реальных доходов ставит подавляющее большинство адвокатов-защитников на грань выживания, так как другие платные виды юридической помощи, оказываемой адвокатами, населением не востребованы из-за низкой платежеспособности.
Появившиеся в последнее время в средствах массовой информации утверждения отдельных высокопоставленных чиновников о том, что адвокаты «люди далеко не бедные», необоснованны и вводят общественность в заблуждение. Они отчасти справедливы лишь в отношении незначительной части адвокатов, успешно практикующих в мегаполисах и некоторых экономически развитых региональных центрах, а потому не должны служить ориентиром для формирования соответствующей государственной политики в отношении всей российской адвокатуры.
Сокращение адвокатского сообщества отрицательно скажется на от-правлении правосудия, так как даже при существующей численности адвокатов правоохранительные органы и суды, особенно в сельских районах, ощущают их нехватку.
По сведениям Судебного департамента при Верховном Суде Россий-ской Федерации, в 82 субъектах Российской Федерации расположены 1647 судебных районов, в которых количество адвокатов в расчете на одного федерального судью составляет менее двух, а в 27 субъектах Российской Федерации имеются судебные районы, где вовсе отсутствуют адвокаты (Доступность квалифицированной юридической помощи (материалы исследования). М.: Юрист, 2009. С. 159; http://a-to-j.ru/userfiles/file/razdel%203.pdf).
Учитывая, что адвокаты участвуют в качестве защитников по назначению примерно в 80 % общего количества уголовных дел, их уход из профессии приведет к тому, что малоимущие граждане не будут обеспечены квалифицированной защитой, а отправление правосудия станет невозможным.
Считаем повышение тарифов для адвокатов необоснованным, ущем-ляющим их профессиональные и социальные права и, как следствие, подрывающим конституционные права граждан на квалифицированную юридическую помощь и доступ к правосудию.
Поскольку адвокатская деятельность не является предприниматель-ской, уравнивание статуса страхователя адвоката со статусом страхователя индивидуального предпринимателя по действующему порядку, на наш взгляд, выглядит некорректно. Еще более недопустимо приравнивание страховой нагрузки адвокатов к страховой нагрузке работодателей, так как с точки зрения соотношения уплаченных страховых взносов и пенсионного обеспечения застрахованные лица – работники, не уплачивающие страховые взносы вообще, заведомо находятся в более привилегированном положении, чем адвокаты, обязанные уплачивать страховые взносы.
Установление единого тарифа для плательщиков страховых взносов – работодателей и для самозанятых лиц было признано Конституционным Судом РФ недопустимым и ставящим последних в худшее положение по сравнению с лицами наемного труда.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 24 февраля 1998 года № 7-П, от 23 декабря 1999 года № 18-П и от 22 марта 2007 года № 4-П, в Российской Федерации как правовом и социальном государстве устанавливаемый федеральным законодателем правовой режим страховых выплат по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости и юридического равенства и вытекающего из них требования сбалансированности прав и обязанностей (ч. 1 ст. 1; ч. 2 ст. 6; ст. 19 Конституции РФ (постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П)).
В случае принятия законопроекта в части повышения тарифов страховых взносов для адвокатов адвокатское сообщество оставляет за собой право на его обжалование в Конституционный Суд Российской Федерации.
Вместе с тем считаем, что в рамках дальнейшего совершенствования пенсионной системы более правильным было бы развитие добровольных систем пенсионного страхования, что дало бы адвокатам, имеющим такую финансовую возможность, осуществлять более высокие страховые платежи и обеспечить себе более высокую пенсию. В случае необходимости Федеральная палата адвокатов готова участвовать в разработке норм, регулирующих пенсионное страхование.
Учитывая изложенное, в соответствии с имеющимися полномочиями на участие в экспертизе проектов федеральных законом по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности, Федеральная палата адвокатов данный законопроект в части повышения тарифов страховых взносов для адвокатов не поддерживает.
Просим Вас, уважаемый Сергей Евгеньевич, при принятии решения по законопроекту учесть и поддержать нашу позицию по данному вопросу.
С уважением
Президент ФПА РФ,
Е.В. Семеняко
|